[18+]
10 июля 2025 в 17:52

Как оренбургские чиновники «кошмарят» бизнесменов, купивших усадьбу ХIХ века

Оренбургские чиновники из-за собственной ошибки в документах более 1,5 лет отфутболивают бизнесменов, купивших усадьбу ХIХ века
© ЕАН / Усадьба Е.Е. Лемке конца ХIХ века в Оренбурге
Когда в историческом центре Оренбурга горевшую усадьбу Е.Е. Лемке конца ХIХ века выкупили местные предприниматели, то практически сразу у них начались проблемы. Оренбургские чиновники более полутора лет «отфутболивают» бизнесменов из-за собственной ошибки, которая была явно не случайной. Обо всем по порядку читайте в материале ЕАН.

При чем тут Самбурский

В 2022 году в здании на улице Краснознаменной, 32 случился пожар, пострадали стропила и деревянная пристройка. Администрация проводила некие «противоаварийные» работы, да так и оставила усадьбу без крыши. Само собой под открытым небом. Под снегом и дождем все стало рушиться, в здании ночевали бомжи или наркоманы. На стенах красовались непотребные надписи и незаконная реклама наркотиков. А в нескольких шагах находится гимназия.
Вот в таком ужасном состоянии в 2023 году объект культурного наследия (ОКН) Областной имущественный фонд выставил на торги. Дом приобрело ООО «Белла Виста», чтобы спасти его и отреставрировать.
ЕАН / Пожар в усадьбе в июле 2022 года
И тут новых владельцев полуразрушенного здания неожиданно позвал к себе на прием министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений региона Александр Самбурский (сейчас он обвиняется в крупном мошенничестве). Со слов руководителя фирмы Сергея Сапилова, чиновник сказал, что в здании как можно быстрее нужно сделать нормальную, капитальную крышу, и подчеркнул, что это, мол, личная просьба губернатора.

Охранное обязательство

Важно сделать пояснение – когда покупается ОКН, существуют определенные обременения. Региональная инспекция ОКН выдает собственнику охранное обязательство, где оговорены сроки для подготовки проекта на реставрацию здания и сроки самой реставрации. И еще до момента согласования проекта здание и прилегающая территория должны быть приведены в эстетический порядок, а сам объект необходимо законсервировать.
Итак, владелец вывез несколько грузовых машин мусора с территории дома, все вычистил и привел в порядок, занялся крышей, вместо обугленной деревянной пристройки устроил новую. Отметим, что все эти работы проводились по проекту, который выдал предпринимателю Областной имущественный фонд (организация, подведомственная министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений).

Суды и штрафы

Но тут в усадьбу вдруг пожаловали сотрудники инспекции ОКН с неожиданной проверкой. Хотя по закону проверять субъекты малого бизнеса без разрешения надзорных органов запрещено. Но в данном случае инспекция сама себе разрешила устроить внезапный визит – было это 12.02.2024 года. Тут же нашлись нарушения в консервации – работы якобы проводились без проекта, да и крыша не такая.
И уже на следующий день инспекция отправила уведомление в областную прокуратуру, что выездное обследование без согласования уже прошло. Также она запросила требование, чтобы провести еще одну проверку.
На этот раз про предполагаемую личную просьбу губернатора, про скорейшее восстановление разрушающегося здания никто и не вспомнил. Что любопытно – областная инспекция ОКН подчиняется напрямую губернатору. Все, как в известной пословице – левая рука не знает, что делает правая.
Через несколько дней инспекция отправила иск в суд с требованием приостановить все работы в усадьбе. Ленинский районный суд Оренбурга назначил владельцу здания штраф в 200 тыс. рублей. После обжалования решения в областном суде штраф снизился до 100 тыс. рублей. Но затем последовали и другие административные штрафы.
И вот сейчас еще раз про любопытную позицию инспекции по поводу проверок.
Когда в апреле ЕАН написал про разрушение стены в историческом здании правления казачьего войска на улице Пушкинской в Оренбурге, выяснилось, что инспекция ничего не видела.
Только после материалов в СМИ руководитель Кристина Летяго разместила на личной странице в социальной сети свой комментарий. В нем говорится, что по данному случаю «выдано собственнику объекта предостережение, а также запрошено в прокуратуре требование на проведение внеплановой выездной проверки». Здание рушится на глазах в оживленном месте, а инспекция бездействует.

Снести нельзя построить

Затем вскрылась еще более серьезная проблема. Когда владелец стал искать проектировщиков, чтобы сделать проект реставрации усадьбы с приспособлением под современное использование, то везде стал получать отказы. Оказалось, что во дворе здания находились полуразрушенные пристройки из кирпича со стенами более чем в полметра толщиной, и без учета этих сооружений проект изготовить нельзя. А в документах, выданных владельцу после покупки усадьбы, этих построек просто нет.
С начала 2024 года идет чиновничья волокита – владелец ходит на приемы в инспекцию ОКН, минимущество, областной имущественный фонд (ОИФ), администрацию города и т.д. Везде он пишет письма с просьбами навести порядок в документах – внести в них сведения об этих постройках и продать их владельцу. Только тогда можно будет заняться проектом реставрации. Если их сносить, может возникнуть другая проблема – одна из стен является несущей в доме, который стоит на соседнем участке.
Как говорится в очередном ответе от минимущества, эти объекты «в государственную собственность Оренбургской области не передавались, в реестре госимущества процедуру учета не проходили». Инспекция ОКН и вовсе отвечает, что в границах территории объекта «разрешается снос зданий и сооружений, не являющихся ОКН и ценной застройкой».
Но, есть нюанс – эти сооружения имелись еще в Генплане из техпаспорта 1996 года, который прилагался к документу от 2011 года – заключению о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания.
Были здания и в акте визуального осмотра от 2022 года после пожара. В числе подписавших этот акт – сотрудники минимущества и ОИФ. И вот перед продажей усадьбы эти строения из документов вдруг исчезли.
И теперь чиновники пишут владельцу здания: «Вы обязаны сделать проект для реставрации, иначе могут забрать дом обратно». Замкнутый круг. Деньги владелец потратил на консервацию, причем часть средств вложили еще несколько неравнодушных горожан, среди которых и участник СВО. И теперь чиновники намерены это забрать.
9 июля инспекция ОКН прислала владельцу здания уведомление о составлении административного протокола за неисполнение требований по сохранению ОКН.

Нюансы

В этом маленьком квартале, ограниченном улицами Комсомольской, Краснознаменной, Орджоникидзе и Володарского, находится всего несколько строений. И среди них – два административных здания, возведенных компанией главного застройщика Оренбурга Владимира Макарова (его сыновья сейчас находятся в СИЗО по громкому уголовному делу). Новые здания выросли на месте давно снесенных старинных домов и подпирают со всех сторон еще одну усадьбу начала XX века на улице Комсомольской, 44. Объект культурного наследия с элементами неоготики чудом выжил, но давно «трещит по швам».
ЕАН / Усадьба на Комсомольской, 44
И вот в этом квартале буквально на расстоянии нескольких метров находится та самая усадьба, о которой идет речь в нашем материале, – на улице Краснознаменной, 32. И ее пытались сжечь дважды. На место пожара выезжали и журналисты, ее чудом удалось спасти.
Когда дом для сохранения и реставрации приобрела компания «Белла Виста», директору Сергею Сапилову и его родственникам стали звонить какие-то люди с угрозами. Обращения в полицию ничего не дали. Потом начались проблемы и с реставрацией здания.
«Акты приема-передачи усадьбы подписывались всем руководством минимущества и руководством Областного имущественного фонда. Перед аукционом они куда-то делись, а сейчас опять нашлись. Но только для того, чтобы их снести, необходимо потратить деньги для разработки проектной документации и постановки на кадастровый учет. А сколько у нас стоит проект этих заброшенных зданий? На мой взгляд, здесь имеются все признаки халатности как минимум, а как максимум все это попахивает признаками преступного сообщества, потому как длится уже давно и с одними и теми же выгодоприобретателями», - считает Сергей Сапилов.
ЕАН проследит за продолжением истории и отправит запросы в профильные ведомства. Ответы будут опубликованы по мере поступления.
Свердловск - город госпиталей
tumenagromash
Главные новости
Борьба за место спикера горсовета разгорается в ОренбургеНовый адвокат осужденного екатеринбургского учителя объяснил жестокость приговораСуд по национализации «Облкоммунэнерго» по требованию Генпрокуратуры закрыли для СМИВ офис «Облкоммунэнерго» в Екатеринбурге пришли с обыскамиСтали известны аргументы «Облкоммунэнерго», которые они приведут сегодня в суде ЕкатеринбургаЦиклон принесет первый снег в Свердловскую область