Бывший замначальника районного уголовного розыска, адвокат Сергей Колосовский высказал свое мнение по поводу задержания главы азербайджанской диаспоры Шахина Шыхлински вечером 1 июля. По мнению юриста, силовики последнее время перебарщивают с чрезвычайными средствами, а задержание Шыхлински нужно было провести по-другому. К тому же после нового допроса в свердловском СК глава диаспоры был отпущен на свободу.
ЕАН писал о том, что Шахина и его сына Мутвалы задержали сотрудники спецназа около торгового центра «Баку Плаза», который принадлежит семье Шыхлински. В это время Шыхлински ехали на бронированном Mercedes Gelandewagen. На видеозаписи задержания видно, что к машине подбегают люди в камуфляже без опознавательных знаков и на ходу бьют у нее стекла. Водитель от неожиданности начал сдавать назад, при этом один из силовиков упал. Потом находившиеся в машине открыли двери, их вытащили и повалили лицом на асфальт. В результате Мутвалы почти сразу же отпустили, а Шахина Шыхлински отвезли в СКР по Свердловской области. Он имеет статус свидетеля, и после допроса его отпустили. Возник вопрос: зачем была проведена силовая операция по захвату свидетеля, если его можно вызвать к следователю повесткой?
С этим вопросом редакция обратилась к Сергею Колосовскому. В 1980-90-е годы он 15 лет проработал в милиции, дослужился до замначальника уголовного розыска в Кировском РУВД. Колосовский считает, что нынешние силовики повторяют ошибки своих предшественников.
«Мы тогда думали, что все средства хороши, что главное – это результат. И они сейчас повторяют наши ошибки. Только мы по крайней мере работать сами умели. Были случаи, когда я задерживал вооруженных преступников, приходилось и через окно проникать, и двери взламывать. Но только мы – опера – всегда все делали сами, тогда даже СОБРа еще не было. А нынешние сразу вызывают «тяжелых» (СОБР или ОМОН, в полной экипировке, в бронежилетах и с автоматами), и начинается жесть», - считает Колосовский.
Колосовский отмечает, что «тяжелые» - люди в экипировке и в масках - чувствуют безнаказанность. Поэтому, как полагает адвокат, чрезмерно применяют силу там, где в этом нет необходимости.
«Давайте представим ситуацию глазами Шыхлински. Вот он едет, внезапно ему перегораживает дорогу какой-то обычный автомобиль без спецокраски. К нему подбегают вооруженные люди в камуфляже без знаков различия, не представились и начинают бить стекла. Ошибка группы захвата в данном случае в том, что с ними обязательно должен был быть сотрудник полиции в форме. Да, туда подъехал гаишник на мотоцикле, но его в той ситуации не было видно.
Разумеется, водитель от неожиданности попытался поехать назад из инстинкта самосохранения. А откуда он знает, что это не бандиты? Сейчас каждый рыбак ходит в камуфляже. Кроме того, мы хорошо знаем, что бывает немало случаев похищения людей, которые маскируются камуфляжем под спецслужбы. Я при своей подготовке даже не знаю, как поступил бы этой ситуации. Думаю, что поехал бы вперед и стал давить их, чтобы вырваться и спасти свою жизнь», - рассуждает Сергей Колосовский.
По словам Колосовского, в законе о полиции есть пункт, согласно которому можно осуществлять силовой захват, не представившись, в двух случаях: когда это неуместно и существует опасность для жизни окружающих. Колосовский не увидел в ситуации с задержанием Шыхлински опасности для окружающих.
«Мы были юридически и физически подготовлены и отвечали за свои поступки. Нынешние прикрываются «тяжелыми», - еще раз сказал Сергей Колосовский.
Напомним, обыски и задержания прошли в Екатеринбурге 27 июня. Сотрудники ФСБ, Росгвардии, полиции и СК провели масштабную операцию по нескольким десяткам адресов. Причем задержания происходили с применением силы. По словам полицейских, подозреваемые оказывали сопротивление.
Кроме того, во время обысков скончались два человека – Зияддин и Гусейн Сафаровы. Как официально сообщили в СК РФ, один из них умер от сердечной недостаточности, причину смерти второго устанавливают. 30 июня тела умерших доставили в Баку и с почестями там похоронили.
29 июня суд Ленинского района Екатеринбурга арестовал до 19 июля троих из задержанных: Мазахира, Акифа и Аяза Сафаровых. 1 июля Бакир Сафаров и Ахлиман Гянджиев также были арестованы до 19 июля. Накануне, 2 июля, Ленинский суд арестовал до 19 июля Шахина Лалаева, Камала Сафарова и Азиза Абасова.
По версии следствия, члены этнической группировки, в которую входили уроженцы Азербайджана, совершили серию преступлений. Среди них - убийство в 2001 году Юнуса Пашаева, который скончался от полученных колото-резаных ран; покушение на убийство по найму Фехруза Ширинова в 2010 году; убийство в 2011 году Икрама Гаджиева, умершего от огнестрельного ранения. По версии следствия, мотивом совершенных преступлений стал раздел сфер влияния в бизнесе.