[18+]
2 июля 2025 в 11:19

От торговли до уголовных дел: чем занималась азербайджанская диаспора в Екатеринбурге

Как задержание главы азербайджанской диаспоры взорвало Екатеринбург
© ЕАН / Архивное фото
Шахин Шыхлински, глава азербайджанской диаспоры в Екатеринбурге и председатель «Азербайджан‑Урал», накануне вечером был жестко задержан возле ТЦ Bаku Plaza на ул. Сулимова в Екатеринбурге. Спецназ разбил стекла внедорожника и вытащил его силой.
Вместе с ним в машине находился его сын, Мутвалы Шыхлински, который также был задержан. Шыхлински-старшего доставили в Следственный комитет по Свердловской области как свидетеля в деле об убийствах 2001–2011 гг., связанных с кланом Сафаровых. Проверяется возможная роль заказчика. Вечером 1 июля оба Шыхлински были отпущены после допроса.
Задержание главы азербайджанской диаспоры, его сына (между прочим, граждан России, действующих адвокатов) стало частью более широкой операции, начатой 27 июня, когда в Екатеринбурге за решетку попали примерно 50 азербайджанцев, двое погибли, по версии следствия — при задержании. И масштабные задержания и гибель спровоцировали огромный международный скандал.
Жесткую реакцию вызвал и инцидент с Шыхлински: так, 1 июля Государственный комитет по работе с азербайджанской диаспорой выпустил официальное заявление, в котором действия российских силовиков были названы «неприемлемыми», а само задержание Шахина Шыхлински — оскорблением всего азербайджанского народа.
Екатеринбургские силовики, как мы рассказывали ранее, начали новое расследование убийства Юниса Пашаева (2001), покушения на Фехруза Ширинова (2010) и убийства Икрама Гаджиева (2011). Проверяется, не был ли Шыхлински их организатором. Исполнителей, как уверено следствие, уже задержали 27 июня. Некоторые авторитетные бакинские эксперты уже назвали происходящее в Екатеринбурге «точкой перегиба в отношениях двух стран».
Но за дипломатическим резонансом — чистая экономика. Ведь Шахин Шыхлински и его ближайшие родственники были известны в Екатеринбурге не только как представители азербайджанской диаспоры, но и как крупные игроки в сфере торговли и ресторанного бизнеса.
Шыхлински-старший — совладелец торгового центра Baku Plaza на улице Сулимова, который местные называли «азербайджанским кварталом». Здесь же сосредоточены кавказские рестораны, ломбарды, мясные лавки, обменники и пункты логистики. Все активы семьи структурируются вокруг этого объекта, включая ресторан Nar&Sharab, принадлежащий ООО «Уральская ресторанно‑сервисная компания „Нар Шараб“». Формальным владельцем ресторана Nar&Sharab значится Тунджай Мехди оглы Шыхлински — родственник Шахина. Есть связанная «вексельная компания» — Trade Store, арендаторы полуподвала Baku Plaza, где в 2024 году силовики обнаружили игровые автоматы. Шыхлински утверждал тогда, что это самостоятельная структура, но силовики усматривали связь через здание. Именно оттуда, от Baku Plaza, по иронии, и забирали главу азербайджанской диаспоры — прямо из внедорожника у входа в ТЦ.
По данным ЕГРЮЛ, на семью зарегистрировано не менее 5 активных юрлиц, среди которых — торговые дома, поставщики продуктов, кейтеринговые фирмы, а также юрфирмы, где трудоустроены Шахин и Мутвалы как адвокаты. Кроме того, сын Шахина, Мутвалы Шыхлински, владеет несколькими недвижимыми объектами в центре Екатеринбурга — офисами, павильонами, складами.
По данным «РИА Новости», задержанные члены этнической группировки причастны к массовым отравлениям алкоголем в Екатеринбурге и Оренбургской области. В 2021 году в Екатеринбурге от отравления суррогатным спиртом погибли 44 человека, еще 51 человек отравился, но выжил.
Еще в 2022 году местные СМИ писали о де-факто монополии семейного клана на поставки определенных категорий продуктов на оптовые рынки города, в том числе халяльного мяса и зелени из Азербайджана. Эти поставки, как говорят на рынке, шли «по своим каналам» и почти не подвергались проверкам.
В марте 2024 года в подвале Baku Plaza обнаружили игровые автоматы, нелегальный алкоголь и позолоченные кинжалы. Силовики называли это подпольным казино.
Telegram-каналы и региональные СМИ упоминали, что Baku Plaza мог быть прикрыт «криминальным авторитетом» Марселем Гасановым, а объекты — использоваться как кол-центр мошенников. В ответ на это сам Шыхлински заявлял о заказной кампании, направленной на его дискредитацию конкурентами (включая СМИ и активистов). Отметим, что новое рассмотрение старых уголовных дел, которое привело к массовым задержаниям азербайджанцев, по времени совпало с задержанием Марселя Гасанова. Если это не просто случайность, то становится понятно, откуда у силовиков могут быть данные о роли членов азербайджанской общины в убийствах многолетней давности.
Как организованы финансовые потоки внутри диаспоры? Новым мигрантам и соотечественникам диаспора оказывает бесплатную правовую помощь, берет на себя риски общения с проверяющими и правоохранительными органами. За это и действующие члены диаспоры и новые платят деньги в общую кассу.
Она используется, конечно, для помощи пострадавшим, гумпомощи на СВО, но еще чаще — как «общак» для нужд тех членов диаспоры, которые не могут работать по «внутренним» причинам, как, например, Марсель Гасанов. Однако прямых доказательств наличия официальной защиты от силовых структур нет. Скорее, речь идет о схеме серой зоны — взаимовыгодных, но неформальных отношениях, где бизнес развивается под определенной «патронатной» атмосферой.
Но если Baku Plaza формально работает на Шыхлински, то у других азербайджанцев в городе есть многочисленный бизнес. Это в первую очередь сеть кафе и ресторанов: среди них — «Хазар» (директор Вугар Сафаров, учредитель Камал Бабаев), а также рестораны национальной кухни - «Суфра», «Каспий», «Гамаюн», «Апшерон», «Шамхор» (владельцем последнего является Гидаят Джафаров).
В соседних регионах (например, в Челябинская области ) азербайджанцы представляют бизнес в области строительства, обработки камня и грузоперевозок — например, ООО «Туркуаз» (салон кожи и меха с выручкой 3,4 млн рублей и чистой прибылью 1,2 млн рублей в 2022 году). В Екатеринбурге и Свердловской области диаспора больше поит и развлекает. Она задействована в торговле овощами и фруктами; компании также арендуют рынки и организуют перевозки.
Жесткие задержания могут ударить не только по бизнесу Шыхлински, но и по финансовому ландшафту целого этнического сегмента местного рынка. Но главное, что они делают более открытой жизнь закрытого бизнеса и этнического сообщества, многие из которых рассматривали Екатеринбург и область просто как кормовую базу.
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
ЛДПР вернулась в кампанию за пост свердловского губернатораКандидат в губернаторы Оренбургской области от «Новых людей» подала документы в избиркомДля тех, кто не расслышал: шеф-редактор ЕАН Артем Рябов - о выборе между властью и бизнесомИнформацию об энтеровирусе в Североуральске засекретилиОпасная стройка в Екатеринбурге оказалась под замком. ФотоВыставку старинных икон откроют в Екатеринбурге