[18+]
3 июля 2025 в 14:01
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как Струков получил «Южуралзолото» и почему компанию национализируют

Национализация «Южуралзолота»: как из шахтерской империи вырос один из крупнейших золотодобытчиков России
© Заксобрание Челябинской области
3 июля стало известно о начале процедуры национализации одной из ключевых горнодобывающих компаний Челябинской области — ПАО «Южуралзолото» (ЮГК). Генпрокуратура подала иск об обращении 100% долей «Управляющей компании ЮГК» в государственную собственность, что стало сильным сигналом рынку и вызвало бурную реакцию среди инвесторов. Но кто же стоит за этой компанией и как она выросла из маленького золотодобывающего актива в настоящего регионального гиганта?

Что такое «Южуралзолото»?

«Южуралзолото» — одна из крупнейших золотодобывающих компаний Урала и России, с более чем полувековой историей. Сегодня под контролем ЮГК находится несколько горнодобывающих предприятий, расположенных в Челябинской области. Компания осуществляет полный цикл — от разведки и добычи до переработки и реализации золота, а также других драгоценных металлов. В структуре «Южуралзолота» несколько действующих шахт и рудников, многочисленные обогатительные фабрики и транспортные комплексы. Выручка «Южуралзолото группа компаний» за 2024 год выросла на 12%, а чистая прибыль увеличилась в 12 раз. Выручка составила 75,9 млрд рублей на фоне положительной динамики цен на золото и ослабления национальной валюты, указано в отчетности компании. Чистая прибыль — 8,8 млрд рублей.
Предприятие входит в топ-10 золотодобывающих компаний России, третье в стране по разведанным запасам золота. Активы включают месторождения в Челябинской области (Светлинское, Кочкарское, Березняковское, Западный Курасан, Наилинский, Осейский, Алтын-Таш, Зайцевское), Хакасии (ОАО «Коммунаровский рудник») и Красноярском крае (ООО АС «Прииск Дражный», ООО «Соврудник»). Крупнейшие акционеры — компания Ugold Limited и Евгения Константиновна Кузнецова. Президент АО «ЮГК» — бизнесмен и депутат заксобрания Челябинской области Константин Струков, один из богатейших людей региона, участник списка Forbes.
Струков, как говорится, о национализации что-то подозревал: еще в конце 2024 года 22% акций ЮГК перешли к АО «ААА Управление Капиталом», входящему в группу «Газпромбанка». Тогда ход восприняли как попытку снизить интерес к компании со стороны крупных игроков, в частности, корпорации «Ростех».
Однако планы «Ростеха» по поглощению ЮГК, похоже, остаются в силе, что делает будущее компании и ее руководства предметом пристального внимания. Якобы Константину Струкову несколько раз поступали от компании предложения о продаже компаний, однако он отвечал отказом – не устроила сумма сделки в 1,5 млрд долларов. После этого были инициированы масштабные проверки компании, даже была приостановлена ее деятельность. Но тогда это казалось просто эпизодом в работе компании.

История успеха: как Струков получил «Южуралзолото»

Сейчас Генпрокуратура обвиняет Константина Струкова в том, что, используя свои должности и положение в органах госвласти, незаконно получил под контроль ПАО «Южуралзолото» и еще десять компаний. Но как же он получил эту компанию на самом деле?
Несмотря на масштаб и статус регионального лидера в горнодобыче, история ЮГК начиналась совсем с другого — с небольшого золоторудного месторождения «Пластзолото», расположенного в Южном Урале.
Струков всю жизнь проработал в Казахстане, но, когда в республике в середине 90-х начались гонения на русских, уехал в Челябинскую область, где в 1997 году был назначен руководителем ЗАО «Южуралзолото» в Пласте. С 2007 г. – президент ООО «УК ЮГК».
Параллельно в начале 2000-х годов Струков получил контроль над «Челябуглем», Челябинской угольной компаний, — колоссальной империей региона, которая включала десятки шахт и угольных разрезов. Однако времена шли жесткие, дорогой уголь был никому не нужен. По решению правительства России шахты в Челябинской области стали закрывать.
В это время на предприятие и пришел Струков. Он, решив сосредоточиться на новых направлениях, принял радикальное решение — большинство шахт «Челябугля» остановить. Более того, оборудование и инфраструктуру начали демонтировать — металл из шахтного оборудования отправляли на переплавку и продавали.
«Вырученные средства Струков направил на покупку акций «Пластзолота»— тогда еще небольшой золотодобывающей компании, которая казалась незначительным активом в масштабах региона», -- рассказывал в интервью ЕАН челябинский юрист Игорь Липатников. Однако Струков разглядел в ней потенциал и начал масштабную трансформацию, вкладывая деньги в модернизацию производственных мощностей, расширение географии добычи и оптимизацию бизнес-процессов.
За годы под руководством Струкова «Пластзолото» превратилось в «Южуралзолото» — компанию с широкой вертикальной интеграцией, значительным экспортным потенциалом и мощным влиянием в экономике Южного Урала.
Так что Константин Струков при всех претензиях Генпрокуратуры стал ключевой фигурой в развитии компании.
Сейчас Константин Струков — не только успешный предприниматель, но и политик. По оценкам, его состояние измеряется сотнями миллионов долларов, а в бизнес-портфеле — активы в горнодобывающей, энергетической и финансовой сферах.
Последние события с национализацией «Южуралзолота» связаны с усиливающимся вниманием государства к стратегическим ресурсам и попытками перетянуть под контроль крупные производственные активы. Значимости конфликту добавляет участие Струкова в общественной и политической жизни региона. Например, Константин Струков также входит в число попечителей «Фонда 2020», связанного с супругой губернатора Челябинской области, что подчеркивает его значимость в региональных политических и бизнес-кругах, его называют одним из спонсоров предвыборных кампаний в регионе.
У «Южуралзолота» есть все предпосылки повторить путь других крупных челябинских компаний, чьи активы уже были возвращены в госсобственность. Речь идет о таких известных брендах, как Группа ЧЭМК, агрохолдинг «Ариант» и производитель макаронной продукции «Макфа». Все они когда-то были выведены на федеральный и даже международный уровень, но позже попали под государственное преследование.
Причины претензий к их экс-владельцам во многом совпадают с теми, что сегодня выдвигаются Константину Струкову: сомнительные схемы приватизации и возможное использование административного ресурса в личных интересах. Семьи Юрия Антипова, Александра Аристова, Михаила Юревича и их бизнес-партнеры до сих пор пытаются оспорить конфискацию имущества через суды, однако добиться пересмотра решений пока не удалось.
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
Кандидат в губернаторы Оренбургской области от «Новых людей» подала документы в избиркомДля тех, кто не расслышал: шеф-редактор ЕАН Артем Рябов - о выборе между властью и бизнесомИнформацию об энтеровирусе в Североуральске засекретилиОпасная стройка в Екатеринбурге оказалась под замком. ФотоВыставку старинных икон откроют в ЕкатеринбургеВ челябинской бизнес-империи Струкова нашли подарки губернатору Текслеру