[18+]
4 июля 2025 в 08:30

100 дней и резких движений: сакральная цифра врио свердловского губернатора Паслера

4 июля - ровно 100 дней с назначения Дениса Паслера главой Свердловской области
В пятницу, 4 июля, исполняется ровно 100 дней с главной кадровой рокировки Среднего Урала последних лет. Ночью 26 марта президент РФ Владимир Путин принял отставку губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и назначил врио главы Среднего Урала Дениса Паслера (освободив его от должности губернатора Оренбургской области). Дальнейшая судьба экс-главы региона Евгения Куйвашева вот уже 100 дней - загадка. А его преемник на посту первого лица Свердловской области Денис Паслер присутствует в информационной повестке ежедневно. Для любого публичного политика высокого уровня рубеж в 100 дней считается почти сакральным. О том, чем успел запомниться человек, которого «Урал позвал», среди свердловчан, региональных политиков и элит, — в материале ЕАН.

Личное дело Паслера Дениса Владимировича

Денис Владимирович Паслер родился в конце октября 1978 года в Североуральске. Образование получил в Екатеринбурге — в 2001 году окончил Уральский государственный горный университет (к слову, этот же вуз за 45 лет до Паслера окончил первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель).
Горный инженер Паслер начал трудиться на Североуральском заводе ЖБИ. С 2004 года он работал в «Краснотурьинскмежрайгазе», с 2005 года – в «ГАЗЭКСе». После «ГАЗЭКСа» он успел поработать в «Свердловскэнергосбыте», откуда ушел в «Екатеринбурггаз». Все энергетические структуры, в которых работал Денис Паслер, входят в периметр бизнесмена Виктора Вексельберга. Именно поэтому на протяжении всей политической карьеры врио свердловского губернатора его называют человеком Вексельберга.
Выход Дениса Владимировича на политическую стезю произошел в 2008 году. В день, когда Дмитрия Медведева избрали президентом России, Дениса Паслера избрали депутатом законодательного собрания Свердловской области от Серовского округа.
С возвращением на пост главы государства Владимира Путина в 2012 году статус Дениса Паслера вырос. Летом 2012 года, в возрасте 33 лет, он стал председателем правительства Свердловской области. По задумке, «человек Вексельберга» должен был обеспечить систему сдержек и противовесов на фоне усиления влияния в регионе энергоолигархов Алексея Боброва и Артема Бикова, близких к Евгению Куйвашеву. Он тогда был назначен губернатором.
В статусе второго лица исполнительной власти Свердловской области Денис Паслер показал себя открытым к диалогу с людьми. Поскольку на первых порах работы Куйвашева публичность губернатора была минимизирована, «фасадом» региональной власти стал именно Паслер. К 2016 году перед трудной кампанией по выборам депутатов Госдумы и нового созыва свердловского заксобрания Евгений Куйвашев так и не упрочил свой статус высшего должностного лица региона в глазах его жителей.
Для этого были предприняты некоторые кадровые шаги: для стабилизации протестной обстановки в Екатеринбурге руководителем администрации губернатора был назначен считавшийся главным возмутителем спокойствия вице-мэр Владимир Тунгусов. Он должен был отвечать за показатели согласованных кандидатов в уральской столице. За показатели кандидатов от остальных муниципалитетов области ответственным был назначен областной премьер Денис Паслер.
И Паслер, и Тунгусов кампанию выиграли. Однако награды победителей были разными: Денис Паслер ушел в отставку, его должность была ликвидирована. А Владимир Тунгусов стал первым заместителем Евгения Куйвашева (впрочем, через два года губернатор убрал и его из политики, сократив его ставку в правительстве).
Денис Паслер вернулся в бизнес. Около 2 лет он работал в ПАО «Т Плюс», откуда в 2019 году перешел в Оренбургскую область, став сначала врио губернатора, а позже – избранным главой региона. Работа в Оренбуржье не была спокойной. Периодически появлялись слухи о том, что Паслер хочет уйти в отставку. Ситуацию подогревали периодические претензии силовиков к команде главы Оренбургской области и перманентный конфликт с мусорным оператором Оренбуржья ООО «Природа». Усугубил ситуацию небывалый паводок весной 2024 года. Однако в сентябре Паслер смог переизбраться на второй срок. Правда, только на полгода, потому что

«Урал позвал»

По предложению президента России Владимира Путина (можно ли отказаться от предложения главы государства — вопрос риторический) 26 марта 2025 года Денис Паслер стал врио губернатора Свердловской области. В пятницу, 28 марта, он был представлен свердловской общественности.
С ходу политик объявил о том, что у регионального правительства теперь будет шестидневная рабочая неделя. Семь дней спустя, в субботу, 5 апреля, на фоне предполагаемого кризиса в свердловском здравоохранении, Паслер отправил в отставку главу минздрава Андрея Карлова и назначил своим замом и по совместительству министром здравоохранения свою оренбургскую соратницу Татьяну Савинову. Так же, как Карлов, с вещами на выход отправился социальный замгубернатора Павел Креков, а новому заму Савиновой кроме медицины доверили еще и кураторство над минсоцполитики, минобразования, департаментом молодежной политики и минкультуры. Немногим позже ушла в отставку директор департамента информационной политики Юлия Хусаинова. Пост был некоторое время вакантным, но потом достался еще одной оренбургской соратнице Паслера — Инне Аверковой.
Еще из кадровых ротаций: изменение состава руководства минздрава (трое заместителей ушли «в народное хозяйство», а на их места были назначены люди из оренбургской команды), увольнение министра инвестиций и развития Вадима Третьякова. Паслер объединил его пост с должностью своего заместителя и назначил суперзамом (совмещающим обязанности заместителя губернатора и профильного министра) Дмитрия Ионина. Теперь суперзамов трое — Татьяна Савинова, Дмитрий Ионин и доставшийся в наследство от Куйвашева Алексей Кузнецов — замгубернатора – министр по управлению госимуществом.

Город древний

Кроме Кузнецова в наследство от предшественника Денису Владимировичу достались мэры. Еще в первые недели работы Паслера мэр Екатеринбурга Алексей Орлов объявил о ежедневных свиданиях с врио губернатора. Более того, градоначальник даже стал спойлером Дениса Владимировича на обязательных партийных праймериз перед выдвижением на выборы губернатора. Однако ни для кого не секрет, что Орлов был топовой фигурой в команде Евгения Куйвашева. Потому его политическое будущее в уральской столице вызывало и вызывает вопросы.
Пытаясь показать собственную вовлеченность и готовность стать членом команды нового главы региона, Орлов начал оперативно реагировать на публичные высказывания Паслера. После заявления врио губернатора об опасности электросамокатов екатеринбургский градоначальник резко сменил риторику в рассуждениях о кикшеринге. Еще за неделю до тезиса Паслера Орлов хотел договариваться с сервисами арендных самокатов, а через сутки начал требовать.
Мнение главы региона о качестве уборки Екатеринбурга стоило должности заместителю мэра Алексею Бубнову. Градоначальник передал его функционал двум другим своим замам, а самого Бубнова отправил в долгий отпуск с последующим увольнением.
Качество уборки города вперед от этого сильно не шагнуло: Орлову пришлось даже пообещать уволить еще нескольких ответственных чиновников. Говорят, что следующим на выход станет глава Верх-Исетского района Андрей Морозов. Такая интересная кадровая политика Алексея Орлова — по сути, тоже результат 100 дней Дениса Паслера.
По оценкам политологов, политическое будущее Алексея Орлова при Денисе Паслере зависит от решения одной конкретной задачи. «Екатеринбургский градоначальник должен показать результат поддержки врио губернатора и его курса на выборах. Причем это нужно сделать без иллюзий и условий о политических перспективах самого мэра Екатеринбурга», — отмечает политолог Алексей Швайгерт.
Его коллега говорит, что Алексей Орлов в понимании нового главы региона остается игроком команды Евгения Куйвашева, членом клана Сергея Собянина. «Попытки присягнуть новому первому лицу должны быть не вербальными, а физическими. Действия нужны, и явно не кадрового свойства. Увольнение главы района не решает проблему грязи здесь и сейчас, а оттого выглядит нарочито», — говорит собеседник ЕАН.

Чей вы, господин Паслер?

Ответ на вопрос, к какому политическому клану можно отнести самого Дениса Паслера, пока неясен. Если на старте его возвращения в политическую повестку Свердловской области большинство экспертов единогласно и уверенно называли Дениса Владимировича человеком Вексельберга, за 100 дней эта риторика постепенно сошла на нет. За прошедшее с 26 марта время ни одного фактического шага в адрес предполагаемого патрона сделано не было.
Как отмечает Алексей Швайгерт, с Куйвашевым все было предельно понятно: за ним только одна фигура Сергея Собянина. «Денис Паслер за минувшие 100 дней показал, что, вероятно, является ставленником сразу нескольких политических кланов. Причем главным интересантом, стоящим за спиной всех этих кланов, является Государство (именно с заглавной буквы – прим. спикера). Возможно, именно этим и объясняется достаточно жесткий и резкий заход Паслера в уральскую политреальность», — говорит Швайгерт.
Он отмечает, что многие действия врио губернатора не подкрепляются качественным информационным сопровождением. Действительно, еще в начале своей работы в статусе врио губернатора Паслер объявил о необходимости пересмотреть историю с концессиями. Он добавил, что госдолг региона за счет этих экономических инструментов значительно выше, чем заявляется. Однако на фоне высказываний бывшего губернатора, что жить в долг — это нормально, качественного опровержения этого тезиса Куйвашева не последовало. И так же было со многими неожиданными решениями Дениса Владимировича. В результате у потенциальных избирателей не появляется причинно-следственных связей по многим политическим поступкам Дениса Паслера, а это может сказаться на электоральной мотивации.

А что дальше?

Предвыборная кампания для избавления от приставки «врио» набирает обороты. По оценкам Алексея Швайгерта, образ главы региона у избирателей динамично меняется. Еще пару месяцев назад политолог был сторонником мнения, что Паслер для свердловской политики — человек новый. Как председателя правительства региона 9 лет назад его уже не помнили, а как нового главу региона — еще не знали.
«Ситуация за 100 дней поменялась. Известность Дениса Владимировича растет. Причем главный тезис «Урал позвал» — это качественная и выигрышная история. Она дает реальную узнаваемость политика», — считает Швайгерт. Однако он вновь подчеркивает, что резкость действий главы региона вызывает определенные опасения.
«Свердловская область не такая, как Оренбургская. Дело в том, что здесь значительно большее количество финансово-промышленных групп, больше плюрализма и «качества» политических партий. Потому оренбургский опыт Дениса Владимировича с категорическими движениями без альтернативных решений может сыграть дурную роль. Если, конечно, у него нет карт-бланша на то, чтобы решительно совсем переформатировать свердловскую политику — полностью демонтировать сложившуюся систему сдержек и противовесов. Впрочем, любой руководитель — заложник своего опыта, но пока резкость Паслера выглядит пугающе», — говорит Швайгерт.
По оценкам политолога, в регионе под руководством Паслера более активно стартуют процессы национализации приватизированных предприятий. «Раз центральной фигурой, стоящей за Денисом Владимировичем, является Государство, он будет в тренде. А сейчас идет активная ревизия активов, которые «плохо лежат». Это не коснется крупных ФПГ, уже устоявшихся игроков, но если поскрести по сусекам, наверняка найдется неэффективное управление стратегически важными активами», — рассуждает Алексей Швайгерт.
Он говорит, что в соседнем Пермском крае, Челябинской области эти процессы активно идут. «Вполне возможно, что Паслер теперь к этой условной коалиции присоединится, став проводником кампании по возвращению активов, что называется, в доход государства. А государство отдаст их более эффективным собственникам. Будет ли в этом смысле Денис Владимирович этим проводником интересов Генпрокуратуры (от ее имени в России национализируют предприятия – прим. ЕАН), - по ощущениям, скорее да, чем нет. Это и гарантирует ему тесную связь с силовиками (в Оренбуржье у него с этим были проблемы), и обеспечит повестку на фоне потенциального завершения СВО. В общем, торопиться не надо, но поспешать нужно», — заключил Алексей Швайгерт.
Свердловск - город госпиталей
avito
almaceramica
Главные новости
Кандидат в губернаторы Оренбургской области от «Новых людей» подала документы в избиркомДля тех, кто не расслышал: шеф-редактор ЕАН Артем Рябов - о выборе между властью и бизнесомИнформацию об энтеровирусе в Североуральске засекретилиОпасная стройка в Екатеринбурге оказалась под замком. ФотоВыставку старинных икон откроют в ЕкатеринбургеВ челябинской бизнес-империи Струкова нашли подарки губернатору Текслеру