В Естественно-научном музее Ильменского заповедника (Миасс, Челябинская область) торжественно открыли инсталляцию «Биостанция». Она посвящена деятельности советского биолога и генетика Николая Тимофеева-Ресовского. Проект реализован в рамках программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале. Корреспондент ЕАН увидела инсталляцию и побывала на спектакле-променаде «Большая прогулка в маленьком Миассово». Подробности - в нашем материале.
Кто такой Тимофеев-Ресовский и чем занималась его биостанция
Биостанция «Миассово» с 1955 по 1964 год работала на одноименном озере в Ильменском заповеднике под руководством Николая Тимофеева-Ресовского, которого называют основоположником радиационной биологии и радиоэкологии. В те годы зимой он жил в Свердловске, а теплое время года проводил в Челябинской области – работал на биостанции, куда приезжали другие ученые и студенты.
На базе «Миассово» проводили эксперименты по изучению механизма воздействия ионизирующего излучения на экосистему. Там же была открыта способность некоторых объектов в окружающей среде аккумулировать радиацию и сдерживать ее распространение.
Биостанция просуществовала в Ильменском заповеднике до 1977 года, после этого ее перенесли в Заречный. Оборудование в доме на берегу озера Миассово было демонтировано, радиоактивные материалы, которые ученый использовал для исследований, оттуда вывезли. Сейчас биостанция Тимофеева-Ресовского в заповеднике закрыта. Проход к ней запрещен.
Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский родился в Москве в 1900 году. Он учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. В 1925 году ученый уехал в командировку в Германию, где до 1945 года работал в институте мозга в пригороде Берлина. После войны Тимофеева-Ресовского арестовали. В июле 1946 года Военная коллегия на основании статьи 58-1а УК РСФСР приговорила его к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 10 лет с конфискацией имущества. После этого в течение года в жизни ученого были пересылки, отбывание наказания в Карагандинском лагере, Бутырская тюрьма и больница. Но в 1947 году он стал заведующим биофизическим отделом и биофизической лабораторией объекта 0215 (г. Снежинск), позже был освобожден от наказания за успехи в научной работе. Судимость была снята в 1955 году. А реабилитирован ученый был уже после смерти - он умер в марте 1981 года - только в 1992 году.
В 1987 году был опубликован роман Даниила Гранина «Зубр» о жизни и научной деятельности Николая Тимофеева-Ресовского. Эту книгу многие россияне знают со школьных времен.
Спектакль-променад
Музей Ильменского заповедника на один вечер 5 декабря стал виртуальной биостанцией Тимофеева-Ресовского. Там показали спектакль-променад «Большая прогулка в маленьком Миассово» - актер-рассказчик провел зрителей по нескольким залам, в каждом из которых представлял истории о жизни и работе генетика.
«Верхом комфорта казались условия работы и быта на биостанции: добротные палатки, поставленные на дощатые щиты, обширный навес, под которым размещались кирпичная стационарная печь с плитой, большой стол и скамьи, приличный набор продуктов и, наконец, великое для той лесной глуши чудо – лабораторный корпус с уникальными установками и радиобиологическими приборами.
Но главное - все-таки люди. Их было много, молодых и не очень, общительных и замкнутых. Они приезжали буквально отовсюду. Одни – на день-два, другие оставались в Миассово месяцами. Отличало их одно общее – увлеченность своим делом, азартная работа.
Определить, когда начинается и заканчивается рабочий день на биостанции, было невозможно. Наблюдения за ходом опытов частенько шли даже в ночные часы, а сверх того - частные, очень интересные семинары, от которых немыслимо было отказаться», - звучал голос рассказчика.
Зрителей весьма впечатлил фрагмент спектакля с описанием внешности руководителя лаборатории. Эмоциональный рассказ позволил каждому нарисовать в воображении Тимофеева-Ресовского в процессе работы или общения с людьми.
«В любой обстановке, в любой группе людей сразу выделялся Николай Владимирович. Даже внешне он казался необычным: плотная и в то же время очень подвижная, стремительная, чуть ли не бегом передвигающаяся фигура с крупной неповторимых очертаний лысеющей седой головой. В одежде, далекой от строгих стандартов цивилизации: широких вылинявших сатиновых шароварах на резинке, легкой рубашке с распахнутым воротом и короткими рукавами, открывавшей седые волосы на груди и руках. В тапочках. Любил ходить босиком.
Про свои шаровары он говорил, пощелкивая резинкой: «Штаны мне эти сшила Ниночка Баландина. А Пифагоровы штаны во все стороны равны».
Замечательная живость мимики, яркая, образная речь, насыщенная афоризмами, острота суждений - все это неизменно привлекало к Николаю Владимировичу даже недоброжелателей и делало его неотразимым», - продолжали слушать гости мероприятия.
Также зрители узнали, что ученый придавал серьезное значение повышению уровня образования и информированности населения Миасса в части радиации. Поэтому сотрудники читали жителям лекции о радиобиологии. Однако в 1957 году эти мероприятия решено было прекратить – произошла авария на химкомбинате «Маяк».
Как ученый и человек он во многом состоялся благодаря супруге Елене Тимофеевой-Ресовской. Она к своей роли жены выдающегося исследователя относилась спокойно, узнали гости от рассказчика.

Инсталляция
В одном зале разместили инсталляцию «Биостанция». Ее специально для пространства музея создали художник Сергея Деникин и куратор Александр Дашевский из Санкт-Петербурга.
«Свидетельств о деятельности Николая Тимофеева-Ресовского в роли руководителя биостанции «Миассово» осталось немало. Подробно описана научная ценность исследований, крупными мазками намечена важность биостанции на территории Ильменского заповедника как одного из неформальных интеллектуальных центров.
Именно здесь зарождалась советская радиационная генетика, а послевоенное поколение молодых ученых причащалось к наследию своих предшественников, вытесненных из официальной науки.
Однако с материальной памятью об этом явлении дело обстоит намного хуже: сама станция оставлена много лет назад, свободный доступ к ней, как и на всю территорию заповедника, закрыт, здания необратимо обветшали, оборудование вывезено. Стратегии прямого сохранения в этом случае не целесообразны и неэффективны: нужны другие мемориальные формы.
Инсталляция Сергея Деникина предлагает один из возможных способов музеефикации и сохранения памяти о биостанции, ученых и их работе. Художник создал особую территорию, похожую на реликварий или диораму, где соединяются подлинное и художественное», - прокомментировал Александр Дашевский.
Основу инсталляции составили подлинные предметы, перенесенные в музей из руин лаборатории: стулья, столы, кровати. Художник окружил их поверхности мелкими разноцветными шариками на тонких ножках. Произведение переносит часть лаборатории Тимофеева-Ресовского в музей.
«И этим если не спасает, то хотя бы откладывает исчезновение настоящих предметов, с которыми контактировал ученый. Также работа делает видимым (и даже красивым) невидимое – эффект радиоактивности и его воздействие на окружающую среду: неощутимый, непонятный, фрустрирующий многих людей, он стал предметом изучения биостанции «Миассово», - сказал Дашевский.
И, конечно, инсталляция дает возможность «посетить» запретную и недоступную для обычных людей лабораторию.
Биеннале
Арт-резиденции Уральской индустриальной биеннале современного искусства — стратегическая программа, благодаря которой создаются произведения искусства в малых и средних городах Урала. В регион приглашают художника из другой территории. Он знакомится с жителями, историей, современной жизнью, культурой.

«В центре внимания – индустриальное наследие: действующие или пустующие предприятия. Размышляя о том, как промышленная специфика отражается на жизни конкретного города, художник ищет и находит важные локальные сюжеты, изучает мифологию места, собирает частные воспоминания. С 2012 года в программе приняло участие 20 предприятий-партнеров из 29 малых и средних городов Урала, было создано 49 художественных проектов», - сообщили организаторы.
В Челябинской области намечено еще несколько событий в рамках биеннале. Локациями станут поселок Пороги, где расположена одноименная старинная ГЭС, а также Магнитогорск.










Челябинка собрала коллекцию из 500 советских елочных игрушек 3 декабря в 16:07
