Искусственный интеллект (ИИ) день за днем укрепляет свои позиции и становится частью повседневной жизни. Он уже вошел в быт, в образование, в бизнес и даже в здравоохранение. Его ключевое назначение — избавить пользователя от рутины и сэкономить его энергию и усилия, а в идеале – время на более значимые, по оценкам человека, вещи, дела, поступки.

Осенью 2025 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сделал несколько заявлений об ИИ. По словам министра, искусственный интеллект представляет собой огромный вызов для образования. Именно поэтому следует кардинально пересмотреть подходы к технологиям обучения.
«Старые технологии обучения, которые мы используем много десятилетий, сегодня неактуальны, с их помощью невозможно проверить знания. И, конечно, требуется полная перестройка учебного процесса, причем как в школе, так в колледже и в университете», — заявил Фальков.
ЕАН провел круглый стол в рамках спецпроекта «Простой вопрос», посвященный теме влияния ИИ на интеллектуальное развитие детей. Эксперты из сферы образования, IT, психологии, представители родительского сообщества дали свои прогнозы на будущее. Вывод один: бороться с усилением роли ИИ бесполезно, однако попробовать научить ответственному использованию этой приметы времени, - вероятно, одна из задач современной педагогики.

Профессор кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики УрФУ Евгения Горина полагает, что современные преподаватели должны объяснять детям, как правильно использовать искусственный интеллект в учебе. «Роль – объяснить, как и где в том же интернете найти информацию. Мне кажется, и школьникам, и студентам надо дать некую дорогу, как именно стоит проверить эту информацию. Сформулировать запросы для интернета так, чтобы ребенок увидел, что информация там разная», – считает Горина.
По ее словам, бывает, что студент приносит курсовую работу, в которой написаны смешные вещи полудетским языком вперемешку с энциклопедическими ссылками. В этом случае задача наставника не просто сказать, что студент принес бред и смешал кислое с квадратным, а научить формулировать промпт, научить проверять информацию в другой нейросети.

Вопрос верификации и фактчекинга полагает одним из центральных преподаватель истории, обществознания и философии Екатеринбургского колледжа транспортного строительства Марина Лейба. Она рассказала о случившемся буквально в день круглого стола инциденте.
Студентка колледжа, выступая с докладом о начале Второй мировой войны, объявила, что осенью 1939 года фашистская Германия и СССР оккупировали Польшу по пакту Молотова-Риббентропа. Оказалось, что источником заблуждений студентки стала нейросеть.
«В этом и есть главная опасность: возможность считать нейросеть достоверным источником информации не доводит до добра. Студенты не проверяют, не анализируют, не ориентируются на другие исторические документы и мнения. У них – убеждение, что, раз ИИ оперирует большими объемами данных, его резюме является достоверным. Когда я попросила у студентки дополнить утверждение другими источниками — мне прислали еще несколько аналогичных ссылок на эту же нейросеть. Впрочем, плюс в этом тоже есть: мы начали диалог, который, по сути, предвестник формирования критического мышления», — отметила Марина Лейба. Она полагает, что для нормального и эффективного использования ИИ в образовании необходимо четкое и внятное формирование правил его использования, создание адекватной культуры применения ИИ в образовании.

С коллегой согласна директор екатеринбургской частной школы «Творчество» Наталья Попова. Она полагает, что учителя должны научить детей «играть» с нейросетями правильно. «Необходимо выработать навык сомневаться.
Ребенок должен стремиться не ориентироваться на первый готовый ответ нейросети, а разными способами задавать один и тот же вопрос разным нейросетям. Такая методика работы с искусственным интеллектом позволит, вероятно, создать у ребенка свое мнение – на границе заявлений ИИ», – рассуждает педагог.

Формирование культуры взаимодействия человека и ИИ считает фактическим требованием времени председатель Свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая. По ее убеждению, ошибочно считать тезисы ИИ истиной в последней инстанции.
«Конечно, хоть и искусственный, но интеллект, а значит, он не может ошибаться. При этом в расфокус уходит понимание того, что фактически это алгоритм, который просто бездушно сопоставляет данные. Он бездушный, как следствие, не ориентирующийся на простые человеческие ценности. Этики и справедливости для ИИ не существует. И потому при применении ИИ мы видим тот самый легендарный конфликт между правдой и истиной», — отмечает Золотницкая. Она считает, что задача старшего поколения — родителей, учителей — научить, что нейросети могут заблуждаться, врать, ошибаться.

По поводу трансформации социального запроса к учителю высказался научный руководитель частной школы астрономии kantsrip, руководитель по инновациям продуктовой группы «Толк» в «Контуре» Павел Скрипниченко. Учителя, по его мнению, должны давать ученику методологию получения знаний.
«Если бы мы собрались 20 лет назад и обсуждали, что школьники начали гуглить, то фактически наша речь бы не поменялась. Мозг человека экономит энергию, так он устроен. Гуглеж и использование LLM (большие языковые модели, созданные на основе нейронных сетей, которые обучаются на больших объемах текстовых данных — прим. ЕАН) не страшно. Технологии всегда будут быстрее законодательств и любого ФГОСа (федеральный государственный образовательный стандарт - прим. ЕАН).
Темпы технологий не остановить. Хоть какие рамки устанавливать, все равно технологии уйдут вперед, и мы научимся с ними жить», — уверен эксперт. Он считает, что школьники, выпускаясь из школы, должны уметь искать информацию.

Развитие технологий и использование ИИ детьми снижает уровень глубинного мышления. Таким мнением поделилась психолог клиники «УГМК-Здоровье» Вера Махаева. «Глубинное мышление снижается, желание что-то исследовать пропадает, это естественная функция мозга — находить решения простым способом. Большой вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок не ограничивался ИИ. Чтобы он понимал, что ИИ ошибается, что нейросеть надо проверять. Ухудшается эмоциональный интеллект у ребенка. Снижается толерантность к фрустрации», — отметила эксперт.
Впрочем, Вера Махаева отметила и плюсы нейросетей. По ее словам, тревожные дети могут налаживать с ИИ способность к диалогу. «Если нет рядом родителей, которые могли бы поддерживать, то нейросеть помогает. Важен баланс и живой мир рядом», — отметила психолог. С ней согласились ее коллеги психолог «УГМК-Здоровье» Елена Гинзбургская и педагог-психолог школы «Творчество» Олеся Хомутовская.

Руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко тоже уверен, что наличие баланса между виртуальным и реальным — ключевая потребность. «Важна способность мыслить самостоятельно, анализировать информацию и доверять близким. Дети, особенно маленькие, не всегда четко разделяют реальность и виртуальность. При этом ИИ — это ценный помощник для детей, но не замена их собственному мышлению. Они с раннего возраста легко взаимодействуют с ИИ, не осознавая сложности таких технологий, как голосовые помощники, которые стали обыденностью.
Несмотря на преимущества ИИ, такие как быстрый доступ к информации и универсальность, нельзя забывать, что это прежде всего инструмент, который не должен заменять самостоятельное решение задач», — отметил Андрей Сиденко.
Фактическая интеграция ИИ в жизнь человека действительно вызывает опасения. Более того, дискуссии вокруг нейросетей будут только нарастать, поскольку технологии проникают во все сферы жизни. Однако все участники круглого стола ЕАН сошлись во мнении, что важно подходить к развитию этой интеграции осознанно, учитывая и возможности, и риски. И ключевой задачей является формирование прозрачных правил и культуры взаимодействия ИИ с человеком.
Будущее ИИ — это, вероятно, эпоха совместного творчества человека и машины, где технологии усиливают человеческие качества, особенно стремление мыслить самостоятельно, но не заменяют их. Если же когда-нибудь произойдет предсказанная в голливудском фильме «Терминатор» победа ИИ над человеком, фактически это будет переход на новую ступень эволюции.
Екатерина Землянская, Артем Рябов


