Эксперты рекомендуют россиянам не откладывать покупку новогодних подарков на конец месяца. В противном случае Дед Мороз может застрять в «пробке», а желаемые товары окажутся в дефиците. В компании «Авито Услуги» рассказали об основных трудностях, с которыми можно столкнуться.
Кто раньше встал, того и подарки
Покупка подарков в начале декабря — это вопрос не только спокойствия, но и прямой экономии. Рынок живет по законам спроса: к середине месяца цены достигают пика, продавцы отменяют скидки, а курьерские службы вводят «высокий коэффициент» за срочность. Чем ближе 31 декабря, тем выше риски дефицита нужных товаров.
Что исчезает первым:
- трендовые игрушки. Каждый год есть «хит сезона» (например, Лабубу), который сметают мгновенно;
- гаджеты и новинки, игровые консоли и флагманские смартфоны;
- hand-made и импорт. Мастерам нужно время на изготовление, а зарубежные заказы рискуют застрять на перегруженной таможне;
- бьюти-сегмент. Популярные парфюмы и подарочные наборы косметики.
Почему логистика не резиновая
Главная причина предновогодних сбоев проста: спрос эластичен и может вырасти в 10 раз за день, а логистика — нет. Маркетплейсы могут продать бесконечное количество товаров, но сортировочные центры имеют физический предел пропускной способности.
«Логистическая система не умеет мгновенно масштабироваться. В обычные месяцы она работает с запасом, но в декабре проходит жесткое испытание на выносливость. На самом деле рост начинается еще в октябре-ноябре — мы видим это по статистике «Авито Услуг», где на конец года приходится пиковый спрос и предложение на услуги грузоперевозок и фулфилмента. Если цепочка поставок сбоит в сентябре, к середине декабря догнать спрос уже невозможно», — объясняет руководитель категории «Транспортные услуги» в «Авито Услугах» Евгения Лазарева.
Три «узких горлышка» доставки
Даже если вы успели нажать кнопку «Купить», ваш подарок должен пройти полосу препятствий, которая в декабре становится непроходимой:
- распределительные центры: это главные хабы, где фуры стоят в очередях на разгрузку. Любой сбой здесь тормозит переброску товаров по целым регионам;
- сборка заказа: комплектовщики собирают десятки тысяч заказов в сутки. В таком авральном режиме риск ошибки возрастает кратно;
- «последняя миля»: путь от склада до двери. Снегопады, пробки, неработающие домофоны и перегруженные курьеры приводят к тому, что интервалы доставки сдвигаются на дни. Один задержавшийся клиент «съедает» время следующих.
«Понимая особенности логистической цепочки, вы можете обыграть систему. Если заказывать подарки в первой половине декабря или сразу после ноябрьских распродаж, ваш груз проходит все этапы до наступления пиковых перегрузок. В это время ассортимент еще широк, цены стабильны, а курьеры работают в штатном режиме. Грамотное планирование — это самый простой способ подарить близким качественные вещи, а себе — спокойствие», — резюмирует Евгения Лазарева.

Мэр Орлов пообещал обеспечить екатеринбуржцев новогодним настроением6 часов назад
