Утилизационный сбор (или утильсбор) — это разовый платеж, который уплачивают производители, импортеры и иногда покупатели автомобилей в России. Важно: его платят только в том случае, если машина до этого в России еще не продавалась, то есть за только что ввезенные автомобили.
Заявленная цель утильсбора — компенсировать будущие расходы на утилизацию транспортных средств, когда они выйдут из эксплуатации. Его реальная цель состоит в том, чтобы поддержать российского производителя автомобилей, сделать невыгодным ввоз машин в страну, стимулировать производителей открывать у нас сборочные производства.
Пока помогает не очень: даже при уже действующем утильсборе за 2024 год физические лица ввезли в Россию более 550 тыс. автомобилей, в 2023 году - 460 тыс. (по данным официального сайта ОАО «Электронный паспорт»).
Это больше, чем годовые объемы производства ПАО «АвтоВАЗ».
При формировании суммы сбора учитываются несколько параметров, таких как год выпуска авто, масса, технические характеристики, тип и объем двигателя.
Для покупателей новинок в салонах утильсбор зачастую уже включен в цену. Но при самостоятельном ввозе авто из-за границы либо при покупке у продавцов, не уплативших сбор, покупатель может столкнуться с необходимостью доплаты.
Что изменится с 1 ноября 2025 года при уплате утильсбора
Сейчас сбор рассчитывается преимущественно по объему двигателя и базовой ставке. Нынешние льготные ставки утильсбора (для физлиц — 3,4 тыс. рублей) сохранятся только для автомобилей с мощностью двигателей до 160 л. с.
С 1 ноября предлагается ключевое нововведение: учитывать мощности двигателя как основание для прогрессивного коэффициента.
Новый подход предлагает, чтобы автомобили с мощностью свыше 160 л. с. попадали под увеличенные коэффициенты. К примеру, утильсбор на автомобиль Kia Sorento (мощность двигателя 194 л. с.) с 3,4 тыс. рублей вырастет до 1,9 млн рублей. Для BMW X5 мощностью двигателя 490 л. с. налог увеличится до 2,7 млн рублей.
«По сути, речь идет о своеобразном «налоге на роскошь». Он коснется покупателей новых машин, поставляемых из-за рубежа, но не популярных «китайцев», а «корейцев», «японцев» и «немцев». То есть тех мощных и новых авто, что идут по параллельному импорту, иногда поставляются по разовым договорам. Невыгодно будет привозить также электромобили и гибриды — там считается совокупная мощность, а она высокая», — говорит автоюрист Евгений Сидоров.
На самом деле список широкий. Это китайские LiXiang и Zeekr, японские Toyota Camry и Land Cruiser, немецкие Mercedes, BMW и Audi. Китайским маркам, которые уже перенесли производство в РФ (Haval и Chery), утильсбор не грозит.
Для покупателей «серых» машин новые правила станут серьезным барьером, и это почти неизбежно усилит переток спроса в сторону официальных дилеров. Но для большинства машин, официально продающихся в России, изменений не будет — их двигатели не превышают 160 л. с.
Точно ли введут утильсбор
Все будет плохо, но это неточно. Документ с новыми правилами еще находится на стадии обсуждения и правовой экспертизы; окончательное утверждение его пока не состоялось. Кроме того, предложено сохранить льготный утильсбор на автомобили мощностью до 160 л. с. (только для физических лиц, которые экспортируют машины в Россию для личного пользования).
Но уже сейчас на рынке наблюдается рост спроса на подержанные автомобили и ощущается спешка: покупатели стремятся «зафиксировать» цену до вступления новых правил в силу.
Многие дилеры и покупатели боятся, что после 1 ноября некоторые машины станут просто невыгодными из-за высокой доплаты утильсбора — особенно те, которые по мощности двигателя подпадают под повышенный коэффициент.
Надо ли покупать машину сейчас, пока не введен утильсбор?
Стоит ли покупать автомобиль сейчас? Все зависит от характеристик машины. Если вы выбираете автомобиль с умеренной мощностью двигателя (например, до 160 л. с.) и ввозите его для личного пользования, есть шанс, что он попадет под льготный коэффициент даже после изменений.
Профессионалы рынка уверены в том, что рост отдельного сбора приведет к тотальному увеличению цен.
«Прямое следствие — рост цен на все без исключения машины, в том числе и бывшие в употреблении. Снизится доступность автомобилей, парк продолжит стареть быстрыми темпами», — говорил СМИ председатель Национального автомобильного союза Антон Шапарин
Если же автомобиль мощнее, особенно популярные модели премиум-класса или с большими моторами, доплата утильсбора может быть чрезмерно велика. И покупка до 1 ноября может быть выгодной стратегией, если успеть провести регистрацию и оформление до ужесточения правил. Тем не менее ввоз транспортных средств занимает время — доставка, таможня, оформление, — и не все машины успеют въехать до начала изменений.
Вывод: если вам не принципиален тип двигателя и мощность — разумно действовать быстро и покупать сейчас. Но если вы присматриваете именно мощный автомобиль, стоит пересчитать итоговые расходы с предполагаемым утильсбором и взвесить, насколько переплата будет оправданной.

Россияне массово заказывают из Кореи и Китая машины с пробегом17 сентября в 15:05
