С 26 июля для водителей вступили в силу важные обновления в правилах дорожного движения (ПДД), касающиеся проезда спецтранспорта и перевозки детей. А с 1 августа упрощается оформление мелких аварий без вызова инспектора. Подробности - в материале ЕАН.
Как теперь уступать кортежам и машинам со спецсигналами: новые правила ПДД с 26 июля
Первое нововведение касается поведения водителей обычных транспортных средств при появлении на дороге автомобилей со спецсигналами. Теперь, при приближении машины с синими и красными маяками с звуковым сигналом, водители обязаны освободить полосу или край дороги, чтобы не мешать движению всей колонны. В случае, если сигнал только синий, уступать необходимо лишь этой машине, без перестроения, если ситуация не требует иное.
В правила введен запрет на создание помех движению таких автомобилей; на их опережение (то есть на движение с большей, чем «спецсигнальные» машины, скоростью в соседнем ряду в одном направлении) и на движение на одной с ними скорости по соседним полосам.
До сих пор в ПДД был лишь запрет на обгон таких автомобилей.
Такие сигналы могут быть установлены на автомобилях полиции, Росгвардии, ФСБ, ФСО, пожарных, скорой помощи, колоннах с сопровождением (например, на официальных кортежах или организованных колоннах автобусов, машинах, которые перевозят детей, военных и т.п.). Но самое главное - на кортежах «охраняемых лиц»: то есть губернаторов, полпреда, членов правительства России, депутатов Госдумы, президента.
Что считается детским креслом по новым правилам и как не получить штраф
Также с 26 июля вступили в силу уточнения по перевозке детей. Появилось официальное определение детского удерживающего устройства — это сертифицированное кресло или бустер, соответствующий требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011. Все прочие устройства — лямки, ремни-адаптеры, подушки — более не допускаются к использованию.
Теперь дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в автолюльке или кресле, подходящем по росту и весу. Для детей от 7 до 11 лет можно использовать штатный ремень, но только на заднем сиденье. На переднем сиденье детям до 12 лет по-прежнему обязательно использовать автокресло. Штраф за нарушение этих требований — 3 тыс. рублей.
С 26 июля любое используемое удерживающее устройство должно быть одобрено техрегламентом и должно иметь:
- маркировку о соответствии ТР ТС 018/2011, международным требованиям безопасности (например, ECE R44/04 или ECE R129);
- информацию о весовой и ростовой группе;
- инструкцию по установке и использованию на русском языке;
- и обязательно сертификат или знак одобрения типа конструкции.
Если говорить проще — любой бустер или кресло, купленное на рынке без сертификата, с сомнительной маркировкой или, например, «адаптер ремня», не попадающий под определение удерживающего устройства, теперь использовать нельзя, это будет считаться нарушением.
Бустер считается подходящим, если предназначен для детей весом от 15 до 36 кг, чаще всего — от 4 до 12 лет. Он имеет жесткую форму, обеспечивает правильное прохождение штатного ремня безопасности по телу ребенка, на нем есть обозначения ECE R44/04 или R129 (i-Size). Закрепляться он должен штатным ремнем или с помощью системы Isofix, если она предусмотрена.
Устройство должно сопровождаться инструкцией на русском с разъяснением, как использовать кресло или бустер. В ней должно быть указано:
- для какого возраста, роста, веса предназначено устройство;
- как именно оно устанавливается в машине;
- какие есть ограничения (например, не использовать на переднем сиденье без отключения подушки безопасности);
- маркировка «ТР ТС» или знак ЕАС.
Часто на дополнительной наклейке можно увидеть логотип ЕАС (единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза). Он тоже свидетельствует о том, что устройство прошло сертификацию.
И главное — просто «подкладка под ребенка» или ременной адаптер — не считается удерживающим устройством и не освобождает от ответственности. Они не признаны удерживающими устройствами. Внимательно отнеситесь к документам при покупке бустера: бумажка с надписью «одобрено ГИБДД» или такая надпись на карточке товара на сайте маркетплейса не официальный документ. Без него использовать кресло нельзя, это нарушение ПДД. Кресла без маркировки или с маркировкой только на китайском языке также не считаются теперь подходящими для использования при перевозке детей.
Это не все изменения в ПДД с лета 2025 года. Напомним, с 5 июля упростились правила оформления мелких аварий без инспектора. Если между участниками ДТП есть разногласия, касающиеся обстоятельств аварии, то от страховщика можно будет получить 200 тыс. рублей — вдвое больше, чем раньше. Если у водителей нет разногласий, но фотографии аварии они по каким-то причинам не сделали, то лимит остается равным 100 тыс. рублей. Страховщики считают, что он повысит популярность европротокола.
Кроме того, в начале июля президент России Владимир Путин подписал закон о повышении штрафов за отказ остановиться по требованию инспектора. С 18 июля наказание за такое нарушение составляет 10 тыс. рублей.

Как вести себя водителям, если спецтранспорт с мигалками требует дорогу, а перестроиться некуда28 июля в 10:38
Использование водителями бустеров для детей стало нарушением ПДД26 июля в 17:24
Штраф для автомобилистов за отказ остановиться увеличили более чем в 10 раз18 июля в 12:15
