В России 79% жителей боятся раскрывать в интернете свои платежные данные. Еще 56% подчеркивают важность сохранения в тайне ФИО и адреса. А 22% респондентов в числе наиболее чувствительных данных назвали номер мобильного телефона. Об этом свидетельствуют данные опроса, которые озвучил «Авито».
Эксперты компании отмечают, что крупные онлайн-платформы развивают целый набор инструментов, которые защищают пользователей на всех этапах: от двухфакторной аутентификации до алгоритмов машинного обучения, проверки действий продавцов и покупателей. Важно выбирать известные проверенные платформы, заходить только через официальное приложение или сайт и не торопиться при выборе товара.
Директор по доверию и безопасности «Авито» Наталья Юматова назвала основные правила безопасных покупок в интернете:
- важно покупать товары на крупных специализированных площадках. Чаще всего на них действует система безопасных сделок и защита платежей. Кроме того, в случае какой-то неприятности есть клиентская поддержка и собственная служба безопасности;
- при посещении любой цифровой платформы надо убедиться, что вы зашли через официальное приложение или сайт. Не переходите по ссылкам, даже если вам их отправил знакомый, вводите адрес самостоятельно;
- используйте надежные пароли. На каждом сайте он должен быть свой. Лучше включить двухфакторную аутентификацию (дополнительную проверку входа по СМС или через пуш-уведомление) везде, где возможно;
- при выборе продавца внимательно изучите его профиль: посмотрите историю сделок, почитайте отзывы других покупателей, обратите внимание на рейтинг;
- ориентируйтесь на среднюю рыночную стоимость выбранного товара или услуги. Если продавец предлагает цену сильно ниже рынка — это повод насторожиться и как минимум задать больше вопросов;
- общение с продавцом следует вести только внутри защищенной платформы и не переходить в сторонние каналы коммуникации. Например, в чате на «Авито» алгоритмы блокируют фишинговые ссылки (вредоносные, которые маскируются под официальные) и предупреждают о небезопасных действия (например, если у вас запросят предоплату);
- не переводите предоплату, если знаете продавца недостаточно хорошо. По возможности выбирайте продавца или исполнителя, который готов получить оплату по факту, или пользуйтесь сервисами «безопасной сделки» доставки, которые встроены в официальные платформы. Они защищают как покупателей, так и продавцов, если что-то пойдет не так. Например, при использовании «Авито доставки» деньги не переводятся напрямую продавцу, а сохраняются на специальном защищенном счете до момента получения товара или услуги;
- не передавайте никому свои личные данные, в том числе номер телефона, номер банковской карты, CVV и CVC код, адрес, паспортные данные, а также скрытые данные и скриншоты из личного кабинета интернет-платформы;
- задайте дополнительные вопросы продавцу об интересующем вас товаре. Например, можно уточнить параметры или попросить скинуть еще фото во внутреннем чате;
- периодически проверяйте и актуализируйте данные в своем профиле. Иногда вы можете потерять доступ к старому номеру телефона или почте. Важно, чтобы ваш профиль был привязан к тем контактам, к которым у вас есть доступ;
- не стоит передавать доступ к своему аккаунту другим людям, даже если они знакомые или родственники. Если система отметит резкую смену поведения внутри профиля — он может быть заблокирован за признаки взлома. А если человек, которому вы передали доступ, кого-то обманет или нарушит правила, даже неумышленно, отвечать за его действия придется вам. «И еще важно — не размещайте объявления по просьбе других людей. В интернете можно встретить предложения сделать это за деньги. Как правило, такие предложения поступают от злоумышленников, которые используют такие объявления для обмана людей. А ответственность за совершенные нарушения будет лежать на владельце аккаунта», - предупреждает Наталья Юматова.