Интересный год для Оренбургской области. Если 2024-й проходил под знаком невиданного ранее паводка и ликвидации его последствий, то уходящий 2025-й стал временем масштабных перемен. Когда весной ЕАН первым написал, что в Оренбургской и Свердловской областях вскорости произойдут серьезные кадровые перестановки, многие сомневались. Однако в последние дни марта оказалось, что мы были правы. Переизбранный в сентябре 2024 года губернатор региона Денис Паслер отправился возглавлять родную для него Свердловскую область, а временно исполняющим обязанности главы региона был назначен глава правительства ДНР Евгений Солнцев.
Власть
Вслед за Паслером Оренбуржье покинули вице-губернатор, министр здравоохранения Татьяна Савина (в Екатеринбурге она заняла аналогичную должность в свердловском правительстве) и замгубернатора по экономической и инвестиционной политике Игнат Петухов (он уехал работать в Москву). Несколько позже Евгений Солнцев внес некоторые изменения в свой медиаблок, отправив на Средний Урал бывшего замминистра Инну Аверкову (в Свердловской области она возглавила департамент информационной политики). Главной по связям с оренбургскими СМИ стала Екатерина Кальченко. Она приехала в Оренбург из Тюмени. Перед этим она прошла обучение в АНО «Диалог», которое курирует первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. В настоящий момент данная организация является ключевым центром подготовки руководящих кадров для современных медиа.
К слову, «тень Кириенко» — руководящая и направляющая рука федерального центра — в 2025 году стала особенно заметна в Оренбургской области.
В сентябре состоялись выборы губернатора. Евгений Солнцев получил поддержку подавляющего большинства избирателей — 83,85%. Ближайший его преследователь — выдвинутый КПРФ Денис Батурин - не набрал даже 6%. Остальные участники выборов не достигли и 4% поддержки оренбуржцев.
При этом еще год назад активничавшие федеральные представители системной оппозиции, называвшие участие в губернаторских выборах «политической проституцией», в 2025-м объявили о своей готовности тесно и плотно сотрудничать с новым главой Оренбуржья. Ряд политических аналитиков предполагают, что в этом изменении настроений оппозиции также есть след участия Большой администрации.
«Солнцев — человек усилившегося Кириенко. Именно последний с высокой долей вероятности будет курировать выборы в Госдуму, потому оренбургские фронтмены КПРФ не стремятся к конфликту с ним и его человеком. Паслера же с Кириенко напрямую не соотносили»,— делится собеседник ЕАН.
Город
В дни выборов губернатора столица Оренбуржья выбирала еще и свой представительный орган. Все выдвинувшиеся партии преодолели барьер в 5% и были допущены к распределению мандатов. «Единая Россия» набрала 55,66% голосов и получила в горсовете 12 мандатов. По два мандата получили партия КПРФ с 9,96% голосов, «Новые люди» - с 8,97% и ЛДПР – с 8,73%. По одному мандату - партия «Справедливая Россия – За правду» с 7,69% и «Коммунисты России» - с 6,08%. Также «Единая Россия» победила по всем 20 одномандатным избирательным округам.
К слову, когда весной ЕАН предположил, что новым спикером горсовета станет депутат заксобрания Сергей Бабин, над нами снова многие иронизировали. Однако уже в конце сентября оказалось, что мы снова правы. Сразу после выборов в приемной у губернатора Евгения Солнцева случился скандал. Стоял такой шум, что слышно было чуть ли на весь этаж. Оказалось, что на прием приходили представители крупнейшего застройщика региона - ГК «Лист». Ее возглавляют «покровители» предыдущего спикера горсовета — Ольги Березневой. Гости губернатора настаивали, что спикер горсовета должна сохранить свой пост, однако на первом же заседании председателем представительного органа стал Сергей Бабин. Березневой не досталось даже поста вице-спикера, однако в качестве компромисса ей оставили зарплату: она - один из двух (кроме спикера) депутатов, работающих на постоянной, освобожденной, основе.
Перед новым созывом горсовета стояла важная задача: оформить новую схему выборов главы города Оренбурга. Дело в том, что после принятия федерального закона о местном самоуправлении в марте 2025 года мэров столиц субъектов федерации следует выбирать из числа кандидатов, предложенных губернатором. Для этого следовало поправить устав областного центра. С этой задачей новый горсовет успешно справился.
Еще в середине лета в отставку ушел глава Оренбурга Сергей Салмин. На его место Евгений Солнцев назначил московского зампрефекта Юго-Восточного административного округа Альберта Юмадилова.
В своих соцсетях губернатор Оренбургской области тогда отметил, что Юмадилов понимает структуру городского хозяйства и сможет обеспечить системное решение вопросов в областном центре. Спустя 100 дней с начала исполнения полномочий мэр Оренбурга встретился с журналистами и объявил, что приехал в город «надолго и всерьез».
И второй важной задачей для избранного в сентябре оренбургского горсовета стало избавление Юмадилова от длинной приставки «временно исполняющий обязанности». Операцию по удалению этих слов из должности главы Оренбурга горсовет провел под занавес года — на своем последнем в 2025-м заседании 24 декабря.
Экономический передел
Еще один важный тренд в оренбургской хронологии 2025-го — начавшийся передел финансового пула региона. Если в УрФО, в частности, в Челябинской и Свердловской областях и нескольких регионах «тюменской матрешки», он осуществлялся через национализацию бизнеса, то в Оренбуржье — несколько иной кейс. В регионе в 2025 году не случилось масштабного «пересбора» собственности, но крупные бизнесмены были поставлены перед необходимостью выполнять обновленные правила игры.
Ряд аналитиков и в этом видят «тень Кириенко». Так, смена губернатора региона резко поменяла риторику главного бизнес-оппозиционера. Абсолютно бесконфликтно завершилась центральная тема предыдущих лет с «мусорным» оператором. Компания «Природа», принадлежащая владельцу «Руссоли» Сергею Черному, объявляла ультиматум предшественнику Евгения Солнцева, но с самим «человеком Кириенко» внезапно нашла общий язык.
«Природа» была регоператором еще с 2018-го. По соглашению в одних руках были сконцентрированы вывоз мусора, организация и содержание контейнерных площадок, утилизация мусора на полигоне, владельцем которого является близкое к ООО «Природа» ООО «Экоспутник» (оба предприятия входят в периметр владельца «Руссоли», бизнесмена Сергея Черного, их учредителями являются его родственники).
Пик конфликта областных властей в лице возглавлявшего в тот момент регион Дениса Паслера с «мусорным» направлением бизнеса Сергея Черного пришелся на зиму 2025 года. В конце февраля ООО «Природа» объявило о прекращении работы мусорным оператором с 1 марта. Бизнес пытался поставить региональные власти перед выбором: повышать тариф или терять регоператора. Паслер на шантаж не поддался, и ситуация стала почти кризисной.
И вот тут появилась «тень Кириенко». Новый глава региона Евгений Солнцев с «Природой» встретился, и к осени бизнес, близкий к Сергею Черному, пересмотрел свое отношение к властям.
На конкурс по выбору нового регоператора взамен уходившей «ветреной» «Природе» была подана одна заявка – от ООО «Промпереработка», причем с тем же гендиректором и одним из учредителей, правда, в разы меньшим уставным капиталом. А к декабрю в эту компанию перешел весь штат сотрудников «Природы» вместе с техникой.
Второй «передел» касается игроков строительного рынка Оренбуржья. Один из главных участников — Владимир Макаров, по оценкам экспертов, утратил былую силу и мощь при новом руководстве региона и города. Уже при новой власти его семья оказалась в центре громкого уголовного скандала: два сына, Макар и Егор, находятся в СИЗО после перестрелки у отеля «Хилтон», еще один сын, Захар, объявлен в розыск. История с перестрелкой могла бы быть просто шумной: связей и непубличных инструментов авторитетного бизнесмена Макарова всегда хватало, чтобы спускать такие истории «на тормозах».
Однако, как рассуждают собеседники ЕАН, близкие к администрации президента, оренбургским силовикам дали «зеленый свет». В результате, сыновей Макарова не выпустили из СИЗО, а одному из них даже дополнили обвинение убийством 14-летней давности. И если на первом судебном процессе супруга авторитетного бизнесмена Елена Макарова вела себя как хозяйка положения, к зиме ее интонации изменились. Равно как изменились и «повадки» Владимира Макарова. 9 декабря, когда стало известно о продаже бизнесменом оренбургского Центрального рынка, Владимир Александрович был подчеркнуто вежлив и корректен в общении со всеми окружавшими его в тот момент людьми. Покупателем Центрального рынка стал руководитель группы компаний «Рефрейм» Рустам Нагуманов.
Примечательно отчество бизнесмена-покупателя — Наибович. Формальных подтверждений, что он сын высокопоставленного сотрудника ФСБ, начальника управления «П» ФСБ России, уроженца Оренбургской области Наиба Нагуманова, нет. Однако абсолютное большинство собеседников ЕАН говорят об их родстве как о достоверном факте.
Наиб Нагуманов возглавляет службу в центральном аппарате ФСБ по контрразведывательному обеспечению промышленности. Если Рустам Нагуманов действительно родственник генерала ФСБ, то цепочка получается такая: авторитетный бизнесмен, у сыновей которого огромные проблемы с законом, продает одно из направлений бизнеса структурам, близким к силовикам. И по оценкам московских комментаторов ЕАН, это стало возможным только благодаря «тени Кириенко».
Особая роль Евгения Солнцева
Уходящий год стал временем постоянных атак беспилотников на Оренбуржье. Первый налет произошел 6 мая. После этого украинские дроны прилетали в область более 60 раз: иногда по 2-3 раза в неделю. 24 декабря, когда писался этот текст, над регионом было сбито шесть украинских беспилотных летательных аппаратов самолетного типа. Дроны ВСУ попытались атаковать один из промышленных объектов региона. Незначительно была повреждена инфраструктура предприятия.
Примечательно, что «голосом» беспилотной опасности в Оренбургской области стал губернатор Евгений Солнцев. С первых атак БПЛА именно в его социальных сетях первой появляется оперативная информация.
Канал в MAX и telegram-канал губернатора сообщают о введении режима опасности атаки беспилотников, об ограничениях авиасообщения, о возможном ущербе от дронов. 24 декабря, по словам губернатора Евгения Солнцева, информации о пострадавших нет. Губернатор просит жителей региона соблюдать бдительность и отказаться от фото беспилотников. Он постоянно напоминает, что в регионе действует запрет на фото- и видеофиксацию беспилотников и последствий их уничтожения, а также размещение этого контента в сети «Интернет». «Не помогайте врагу в его злых намерениях»,— регулярно подчеркивает Евгений Солнцев. Он же всегда сообщает об отбое опасности атаки БПЛА.
P.S.
А еще в 2025-м началось рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего министра природы и имущества Оренбургской области Александра Самбурского. Его обвиняют в получении многомилионных взяток. Гражданский суд уже принял решение об изъятии у семьи бывшего министра автомобиля Mercedes-Benz и почти 69 млн рублей.
Губернатор Евгений Солнцев разделил в правительстве должности социального замгубернатора и министра здравоохранения. На пост своего зама он назначил Ларису Боярскую, а минздрав отдал под руководство Андрея Шатилова. Кроме того, Солнцев создал в регионе департамент информационной политики, его возглавила Екатерина Кальченко.
Под конец года Оренбург оказался аутсайдером в рейтинге эффективности управления в городских округах Российской Федерации. Перечень составлен Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) на основе экспертных оценок, статистики. В тройку наиболее проблемных городов попали также Чита и Архангельск.
А вот футбольный клуб «Оренбург» смог чудом сохраниться в Премьер-лиге. В июле он занял место выбывшего за договорные матчи московского футбольного клуба «Торпедо». Первоначально ФК «Оренбург» покинул высший дивизион по итогам сезона 2024/2025. Однако неспортивное поведение ФК «Торпедо» дало бывшему «Газовику» шанс. В этом же году главным тренером клуба стал Ильдар Ахметзянов. По ходу сезона он сменил боснийца Владимира Слишковича.
А еще в оренбургском заповеднике в середине ноября появился самый поздний жеребенок лошади Пржевальского.


