Илья Марков стал министром культуры Свердловской области в конце декабря 2025 года. Спустя полторы недели своей работы (если не считать зимних каникул) он дал ЕАН свое первое интервью в новом статусе. Марков рассказал, что ждет знаковые культурные учреждения Екатеринбурга, нужны ли дома культуры в городах области, и поделился мнением о том, почему русская народная культура переживает второе рождение.
– Илья Николаевич, в последнее время в Екатеринбурге закрылось несколько домов культуры. Как планируется развивать сферу детского культурного досуга? И будут ли в регионе появляться новые многофункциональные ДК?
– Сейчас у нас задача – участвовать во всех возможных мероприятиях нацпроекта «Семья», в который входит и культура. Мы скромно считаем, что наша область даже стала инициатором некоторых мероприятий, которые входят в нацпроект. Например, не было строительства детских школ искусств, а сейчас такие проекты в нацпроекте появились. Есть и много мероприятий, касающихся населенных пунктов с населением до 300 тыс. человек, – по ним и идет модернизация и строительство многофункциональных ДК. Одно из первых таких решений – в поселке Гари. Там мы планируем перезапускать строительство многофункционального культурного центра. Есть потребность, есть спрос в строительстве новых объектов культуры.
– Сейчас попасть на премьеру в театр или спектакль в дни новогодних каникул практически невозможно. С чем, по вашему мнению, связан такой ажиотаж?
– С ростом благосостояния населения. Сегодня экономическое благополучие большого количества людей позволяет тратить существенные средства [на театры]. Также нельзя не упомянуть «Пушкинскую карту», которая стала стимулом и инструментом привлечения и вовлечения подростков в учреждения культуры.
Отмечу, что материально-техническая база практически неизменна с советских времен. Если посмотрим на сферу образования, медицины и спорта, увидим, что там построено много объектов за последнее время. А спросите, что нового - именно нового, а не отремонтированного, не модернизированного - построено в сфере культуры? В Екатеринбурге могу сказать, что впервые новый объект мы возвели только в 2025 году – корпус музыкальной школы имени Рахманинова. По области строят новые небольшие типовые объекты культуры, но они появляются на месте ранее утраченных.
– Стоит ли ожидать, что билеты на условного «Щелкунчика» под Новый год станут более доступными?
– Будет все только дорожать. Специалисты из «Сколково» говорят, что в ближайшее время весь офлайн станет премиальным форматом. И вполне вероятно, что наличие большого культурного продукта будет влиять на рейтинг, имидж и инвестиционную привлекательность региона. Сейчас на первое место выходит лайфстайл.
– Подростки стали интересоваться русским народным творчеством, та же Надежда Кадышева - чуть ли не главный музыкант у так называемых зумеров. Становится популярным кокошник. С чем связана такая любовь к народному?
– Что касается отдельно взятого артиста или феномена, то это просто залетает, как рилс или мем. Это дискуссия на 3 часа. Я вот смотрю сейчас 100 одинаковых песен, но одна залетает, а другая – нет.
Но с чем я готов согласиться – это любовь к национальному. И как найти эту грань, чтобы не передавить и не заставлять всех ходить в кокошниках, а сделать так, чтобы люди сами к этому пришли и чтобы было все с умом, – это вызов.
Еще в сентябре 2025 года мне захотелось сделать флешмоб к 12 июня, чтобы сами люди захотели сшить национальные костюмы и пройтись в них. И открою секрет, но несколько брендов одежды попросили познакомить их с ремесленниками, дизайнерами, чтобы внедрить национальные узоры.
– Какие коллективы и культурные учреждения региона можно назвать брендом области?
– Каждый наш коллектив, в зависимости от типа и направления, имеет право включить себя в топ-3 или топ-5 [областного бренда]. Если мы говорим про современную хореографию, то мы точно знаем, что театр «Провинциальные танцы» входит в топ-5 известных российских коллективов. Если говорим про большой симфонический оркестр, то в топе-5 – симфонический оркестр Свердловской филармонии. Если говорим про Уральский народный хор, то мы считаем, что он входит в топ-5 и даже может поспорить со многими государственными ансамблями по уровню концертных программ. Нам повезло с театром оперы и балета.
Маловероятно, что кто-то сможет подвинуть наш Екатеринбургский театр кукол дальше топа-5. Больше конкурентов только у Свердловского театра драмы, и здесь мерилом является награда «Золотая маска».
Лично мне кажется, что мы имеем достаточно неплохие позиции. Но мне бы не хотелось сказать, что вот только это наше все. Я еще не сказал про огромное количество частных проектов в культуре. Крупные финансово-промышленные холдинги – УГМК, «Синара», «Сима-Ленд» и РМК – вкладывают много средств в развитие культуры.

Илья Марков возглавил свердловский минкульт, как и предсказывал ЕАН29 декабря 2025 в 11:26
