Губернатор Свердловской области Денис Паслер внес в региональный парламент законопроект, который изменит систему выборов глав (мэров) населенных пунктов. В том, зачем понадобилось менять законодательство и кто теперь сможет возглавить Нижний Тагил, Первоуральск или Екатеринбург, – ЕАН разбирался в вместе с политологами.
Контроль за главами и ситуациями в городах
Раньше по распоряжению высшего должностного лица области создавалась конкурсная комиссия. Она же подбирала кандидата на пост мэра и предлагала его местным думам для избрания. Теперь же, в случае принятия законопроекта, назначать кандидатов в мэры будет сам губернатор.
Глава региона будет создавать комиссии, которым предстоит рассматривать кандидатуры на должности мэров и после рекомендовать их губернатору. Губернатор после этого вносит не менее двух кандидатур в думу для избрания нового мэра.
По мнению политолога Алексея Шабурова, изменения в системе избрания мэров были предопределены еще новой редакцией Конституции 2020 года. «Тогда местное самоуправление было встроено в «единую систему публичной власти», что заложило правовую основу для непосредственного участия губернаторов в назначении мэров.
То есть это сознательная стратегия федеральных властей по усилению власти губернаторов и ослаблению самостоятельности муниципалитетов», – сообщил в разговоре с ЕАН эксперт.
Он добавил, что только сейчас началась реализация нормы. Федеральный центр дал регионам право выбрать: переходить на новую систему или нет. Шабуров предполагает, что с изменением системы публичной власти глава региона укрепляет контроль над областью.
«Конечно, любой губернатор мечтает о том, чтобы прямо назначать мэров. Так что в обозримой перспективе на эту систему перейдут все или почти все регионы. Тем более что в Свердловской области это наложилось на смену губернатора. Разумеется, у Дениса Паслера есть желание поскорее укрепиться в роли главы области, и дополнительный контроль над процессом избрания мэров придется ему кстати», – предположил Шабуров.
Политолог Илья Гращенков согласен, что инициатива губернатора по переводу мэров с выборных на назначаемые должности – это закономерный шаг в рамках общероссийского тренда на централизацию и унификацию публичной власти. Также это усиление контроля за политическими процессами в области.
«Меняется сама природа власти на местах: мэр из независимого политика, ответственного перед избирателями, превращается в госслужащего, подчиненного губернатору.
Это устраняет потенциальные конфликты между регионом и муниципалитетами и создает единую, управляемую вертикаль для реализации федеральных установок. Официальная цель – повышение эффективности и управляемости. Неофициальная, но очевидная для политологов минимизация политических рисков, так как система прямых выборов создает альтернативные центры влияния и неподконтрольные фигуры», – заявил Гращенков корреспонденту ЕАН.
Откуда губернатор возьмет новых мэров
Должность главы населенного пункта уже давно считается расстрельной, так как городской или сельский чиновник наиболее близок к народу. Все проблемы, даже если они носят областной характер, люди на местах ставят в вину своему мэру.

Алексей Шабуров считает, что вносимые изменения вряд ли кардинально поменяют политическую ситуацию в Свердловской области или приведут к массовой ротации мэров.
В тех городах, где назначения глав проходили спокойно, так все и будет продолжаться. А тех мэров, которых Паслер хотел бы поменять, он поменяет при любой системе избрания.
«Скорее, тут нужно говорить о тех единичных случаях, когда местные думы не согласны с кандидатами, которых им предлагает область. Раньше у местных элит была возможность сопротивляться на уровне конкурсных комиссий, половину состава которых назначали думы. Были случаи (и не только в Свердловской области), когда комиссия несколько месяцев не могла принять решение. Но теперь этот этап убирается. То есть сопротивление на местах возможно лишь на стадии финального голосования в думе», – объяснил ЕАН Шабуров.
Политолог отметил, что поле для маневра в местных думах сокращается и возможностей сопротивляться воле губернатора у местных интересантов будет меньше.
При этом сопротивление будет расцениваться как открытый конфликт с губернатором, на что далеко не все могут решиться.
Илья Гращенков также считает, что проблем с кадрами на должности глав муниципалитетов в области не будет. Однако он предлагает обратить внимание на качество кандидатур и взаимодействие с населением.
«Лояльные кадры найдутся в резервах или партийных структурах. Однако ключевой вопрос – их качество. Должность, лишенная самостоятельности и прямой легитимности, может отпугнуть сильных управленцев. Главный риск такой реформы – разрыв обратной связи с населением. Назначенный мэр будет ориентирован на отчетность перед областным центром, а не на решение проблем жителей, что в долгосрочной перспективе чревато ростом социальной напряженности, притом, что каналы для ее легитимного выражения окажутся сужены», – предположил специалист.
Отметим, что законопроект депутаты рассмотрят на ближайшем заседании комитета по местному самоуправлению, которое назначено на четверг, 23 октября. В случае согласования законопроекта он будет вынесен на заседание законодательного собрания Свердловской области, ближайшее из которых пройдет 28 октября.

Вирулентность ноль: Свердловскую область проверили на либеральность — колонка шеф-редактора ЕАН 3 октября в 17:55
