[18+]
3 октября 2025 в 17:55

Вирулентность ноль: Свердловскую область проверили на либеральность — колонка шеф-редактора ЕАН

В Свердловской области произошло фактическое опровержение мифа о либеральных настроениях в регионе
© Пресс-служба полпреда в УрФО / Артем Жога прибыл в Екатеринбург 3 октября 2024 года
Одним из главных тезисов нескольких последних десятилетий была мысль о том, что Свердловская область — один из самых либеральных регионов нашей необъятной Родины. Год назад, 3 октября 2024 года, в Екатеринбурге приземлился борт «Уральских авиалиний». В зеленой рубашке и синей кепке с борта сошел подтянутый 49-летний мужчина, который никоим образом не вписывался в этот «либеральный» флер Екатеринбурга и Среднего Урала.
Десятки журналистов из множества СМИ начали делать предположения, кто кого сломает: Герой ДНР, гвардии полковник Артем Жога победит либеральность региона, или же Урал с его климатом, культурой и спецификой перетянет одеяло на себя, сделав нового полпреда президента РФ в УрФО эдакой марионеткой протестных настроений.
Прошел год, и Артем Владимирович отмечает, что он пролетел на одном дыхании и здесь он свой. «Это мой дом», — написал Жога в своем telegram-канале. А опорный край державы просто принял нового полпреда: мужественного, подтянутого, интеллигентного, но какого-то простого и настоящего. А еще оказалось, что никто никого не ломал, да и не требовалось.
Устойчивое мнение об особой «либеральности» Среднего Урала родилось в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. В 1984-м свердловчанин Илья Кормильцев на крыльце своего дома написал стихи, ставшие в 1986-м песней «Наутилуса Помпилиуса», о социальных и идеологических проблемах позднего периода советской власти.
«Можно верить и в отсутствие веры, можно делать и отсутствие дела, одни слова — для кухонь, другие — для улиц, здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц», — поется в песне, а свердловское партийное руководство не сочло «Скованных одной цепью» резонансным событием.
Через год после выхода песни «Нау» свердловский философ Геннадий Бурбулис запустил в столице Среднего Урала проект «Дискуссионная трибуна», направленный на формирование демократических и гражданских основ строя государства. Благодаря «трибуне» Геннадий Бурбулис получил широкую известность и в 1989 году был избран народным депутатом СССР, сблизился с Борисом Ельциным и в 1991 году на выборах президента РСФСР возглавил его избирательный штаб.
Апогеем политической карьеры Геннадия Бурбулиса стала подготовка и подписание Беловежских соглашений, которые юридически ликвидировали Советский Союз. Именно уральский философ стал автором фразы: «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». Этот факт во многом сделал его негативной фигурой российской политики, однако Бурбулис по факту транслировал мнение Среднего Урала. 17 марта 1991 года состоялся Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором Екатеринбург, тогда еще Свердловск, стал единственным в России городом, который проголосовал против сохранения Союза (такого мнения придерживались 62,4% горожан) — то есть, по сути, за распад страны.
В целом Свердловская область разделилась на два почти равных лагеря: 49,3% были за сохранение СССР и 47,9% – против. Кормильцева не стало в 2007-м, Бурбулис ушел летом 2022-го, однако до сих пор именно малая родина этих двоих считается эпицентром либеральной мысли.
До последнего времени телеведущий Владимир Соловьев называл Екатеринбург «городом бесов», а режиссер и председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков периодически повторяет мысль об особом «разрушительном для государства» флере Свердловской области. Один из моих самых любимых актеров и режиссеров припоминает региону и Уральскую республику, и митинги против храма на Октябрьской площади, и, конечно, существование Ельцин Центра. Плюсом сюда — гремевшие три года назад одиночные пикеты против СВО, административные дела против размещения в соцсетях тезисов, дискредитирующих Вооруженные силы страны, а еще постоянное особое мнение городских активистов по любому поводу: от городской застройки до использования арендных самокатов, которое не просто не пресекается, но транслируется в СМИ.
Наконец, бывший мэр уральской столицы, признанный иноагентом, но благодаря собственной харизме и образу по-прежнему являющийся лидером общественного мнения для значительного числа уральцев.
И вишенкой на торте — полное и безоговорочное молчание фронтмена региональной политики Евгения Куйвашева, до конца марта текущего года занимавшего пост высшего должностного лица Свердловской области, о продолжающемся уже три года главном событии в жизни всех россиян. Я помню, как настойчиво чиновники, входившие в ближний круг бывшего губернатора, звонили нам в редакцию и просили скорректировать фразы о выплатах контрактникам: Евгений Владимирович ни при каких обстоятельствах не должен был оказаться «лицом, связанным с СВО». В результате выплаты должны были быть не «куйвашевскими», а «региональными» или «правительственными».
Следствие всего этого — информационный фон, в котором Екатеринбург и Свердловская область действительно выглядят оплотом протестных настроений. Средний Урал считается предрасположенным к волюнтаризму и «строптивому» голосованию.
Оттого и направляется в октябре прошлого года «боевой» полпред Артем Жога взамен выглядящему интеллигентом до мозга костей Владимиру Якушеву.
И действительно, с приездом Артема Владимировича риторика свердловских властей отчасти меняется, а Евгений Куйвашев даже едет с ним в совместную командировку в «новые территории» (впрочем, в конце марта текущего года Куйвашев уходит в отставку). Форум «Патриоты Урала», придуманный Жогой, проходит в «эпицентре либерализма» - Ельцин Центре. Одним из неофициальных слоганов выборной кампании нового главы региона становится тезис «СВОй губер». А в тот момент еще не бывший «политический» заместитель губернатора (большую часть времени на этом посту он работал при Куйвашеве) Олег Чемезов объявляет одним из главных своих достижений помощь СВО. Нельзя, конечно, исключать, что этим настойчивым тезисом арестованный через неделю экс-замгубернатора пытался «подстелить соломки» накануне грядущих шоковых событий. Однако региональная информационная тематика и общий фон перестают казаться опасными для «генеральной линии» государства.
Как отмечает политконсультант Алексей Швайгерт, Свердловская область демонстрирует, что пресловутая уральская идентичность, та самая, либеральная, вполне поддается трансформации и не представляет в моменте какой-либо значимой угрозы.
Результаты выборов свердловского губернатора показывают, что регион вполне отражает общероссийские электоральные тенденции последних лет. И даже «шоковая терапия» в виде ротации региональных политических элит с привлечением силовиков и отправлением в СИЗО главного администратора политических процессов Свердловской области проходит абсолютно спокойно. И пока некоторые политологи начинают нервничать и предполагать, что акторы публичной политики взбудоражены, по факту многие чиновники и региональные депутаты попросту разъехались в отпуска.
В прошлую пятницу, еще до ареста, но уже после отставки Олега Чемезова я писал, что накануне крупной выборной кампании Свердловская область осталась без политического куратора. В середине этой недели губернатор Денис Паслер принял решение, что до назначения нового вице-губернатора внутреннюю политику будет курировать его заместитель, заточенный на международные связи. По этому поводу можно предположить, что все под контролем.
На старте кампании в Госдуму и региональное заксобрание глава Свердловской области дает понять, что он уверенно чувствует себя и контролирует происходящее. Ряд политологов предполагают, что фактически регион просто переходит в режим прямого федерального подчинения, когда самостоятельность управления на месте сводится к минимуму.
Однако в противовес этому тезису — другие кадровые решения Дениса Паслера. Избранный губернатор уже продлил полномочия почти всем заместителям губернатора, работавшим в команде Евгения Куйвашева, а значит, радикального изменения курса, вероятно, не предвидится. Фактически Кремль не прислал Паслеру ни одного своего соглядатая, а по поводу арестованного Олега Чемезова, по некоторым данным, именно Москва настояла на том, чтобы он сложил полномочия вице-губернатора.
Из этого можно сделать предположение, что федеральный политический блок не испытывает опасений по поводу настроений на Среднем Урале.
Как отмечает близкий к кремлевским коридорам собеседник ЕАН, результаты плебисцитов последних лет опровергают тезис об особой либеральности Свердловской области. Фактически большинство выборных кампаний вполне вписываются в общероссийские сценарии.
«Иногда кажется, что история про особую уральскую либеральную идентичность — миф, который очень удобен политтехнологам и чиновникам для обоснования ценников на свои услуги. Стоимость услуг растет, если есть конфликтность. И если есть опасность для провластного кандидата, тогда есть необходимость его усиливать. Потому и создается картинка якобы либерального региона, в котором нужны огромные ресурсы для подавления протестных настроений. Однако и за поправки в Конституцию в ковидное время, и за президента РФ, и за нового губернатора Свердловская область голосует, как и вся Россия. Разница — только в занимающих «второе место» кандидатах. И результаты Александр Ивачева в этом году показывают, что вы — точно не либеральный регион. Назвать КПРФ либеральной партией просто смешно. Так что на самом деле либеральная вирулентность Свердловской области равна нулю», — улыбается собеседник ЕАН.
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты