Молодежь в последние годы стала активно слушать русскую народную музыку. Резко и неожиданно выросла популярность Надежды Кадышевой, треки башкирской группы Ai Yola рвут чарты, а музыканты по всей стране активно используют в своем творчестве фолк. О том, с чем связан внезапный рост популярности этнической музыки в России и как долго будет жить этот тренд, рассуждают эксперты ЕАН.
По мнению уральского музыканта Васи Беля, на популярность российской народной музыки могла повлиять политическая обстановка, некий момент изоляции для наших соотечественников.

«Россияне сейчас гораздо реже путешествуют в Европу, в Америку, соответственно, культурного обмена стало меньше, меньше приезжих артистов. Раньше мы, как и весь мир, смотрели «Грэмми», узнавая новые имена, смотрели голливудские фильмы. Сейчас музыкальные сервисы недоступны, яркие новинки можно услышать только с помощью пиратов. У людей возникла потребность в создании продукта, и продукта русскоязычного. Эта потребность была и раньше, но ее усилил тот факт, что весь мир практически объединился против России. И артисты хотят показать, что наша идентичность живет и будет жить, несмотря ни на что. Мол, вы нас бойкотируете? Ну и что, вы посмотрите, как прекрасна русская культура», — говорит он.
Автор музыкального проекта «Турбо Хтонь» Александр Рычков, в свою очередь, отмечает, что народная музыка всегда найдет отклик в сердцах людей благодаря своей простоте.
«Успешность народных мотивов в популярной музыке обусловлена простыми, но очень четкими приемами, которые заставляют человека испытывать сильные эмоции.
Все потому, что народные песни зародились в движении человека, в шаге, в хореографии, в физических действиях, где важно четкое дыхание. Эти приемы отзываются в сердце слушателя.
Именно сейчас популярность народных мотивов не является чем-то уникальным. Так уж устроено искусство: художники, композиторы периодами стараются либо оторваться от корней и изобретают новое либо припадают к корням, чтоб набраться силы от природного звука. Сейчас, видимо, такой период. Голод по искусству этничной направленности», — полагает музыкант.
Оба эксперта отмечают, что классические композиторы - Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов - всегда любили и использовали в своих произведениях народную музыку. Вася Беля вспоминает также и белорусскую группу «Песняры», которая хоть и ориентировалась на западные стандарты, но не забывала и славянские традиции.
«Этническая музыка присутствовала в поле зрения российской публики и раньше. В качестве хороших примеров можно упомянуть Пелагею, Cantadora, проект «Zventa Светлана», и сейчас тоже есть отличные проекты. Есть люди, которые делают это талантливо, а есть те, кто бездарно, но обращаться к своему прошлому для российского народа полезно, ведь у нас очень богатое наследие. Это бесконечная, повторяющаяся тенденция, которую надо развивать.
Тем более в России живет много разных этносов со своей культурой, и если вдруг они начнут перемешиваться между собой в творчестве, то может появиться нечто очень классное», — отмечает Вася Беля.
По мнению «дедушки уральского рока» Александра Пантыкина, молодые люди воспылали любовью к народной музыке, так как устали от однообразия на российской сцене.

«Молодежи попросту надоело все, что уже было, потому что появилось очень много одинаковых песен, сделанных в одном ключе, с одинаковыми текстами, гармониями, ритмами.
Все это в итоге превратилось в серую массу, которая проливалась на головы бедной молодежи. Но молодые люди всегда стремятся к чему-то новому, оригинальному, не похожему на предыдущее. И вдруг появилась тенденция увлечения народной музыкой», — считает Александр Пантыкин.
С ним солидарен и лидер «Чайфа» Владимир Шахрин. Сам он пока мало сталкивался с этим явлением, но допускает, что молодежь попросту устала от рэпа и электронной музыки, напрочь лишенных мелодичности.
«Я думаю, что если такое действительно происходит, то спасибо надо сказать современной рэп-музыке, современной электронной музыке, в которых начисто исчезли мелодия и поэтическая основа. В рэпе должен быть бит, который тебя качает прямо на уровне шаманов с бубнами и вгоняет в некий полуэкстаз. Должна быть одна строчка, которая как рекламный слоган прилипает к тебе. И молодежь хавает это с утра до вечера, ест, ест, ест. И потом кто-то говорит: смотрите, какая мелодия, какие слова.
У нее же, у Кадышевой, песни-то русские народные, у нее там хит на хите. Это «Золотое кольцо» еще в 90-х годах продавалось, в каждом ларьке звучало, потому что это было дико популярно. И поэтому, мне кажется, вполне возможно, что им искренне это понравилось. Красивая мелодия, наша, русская», — полагает артист.

Увлечение фолком, как и любая другая мода, надолго не задержится, уверен Александр Пантыкин. Но и угадать, какие вкусы проявятся у молодого поколения россиян, также нельзя.
«Я думаю, что долго этот тренд не протянет, появится что-то другое, ведь молодежь не перестанет искать острые и свежие решения для продвижения себя, подачи в качестве оригиналов. Для молодых людей это очень важно, поэтому они стремятся вперед и слушают музыку, которая соответствует их настроению. Сегодня народная музыка совпадает с их внутренними чаяниями, завтра будет что-то другое. Вряд ли это все связано со стремлением к патриотизму, скорее, это желание выделиться из толпы», — говорит музыкант.
Музыкальный критик Сергей Соседов считает, что называть такие проекты, как ансамбль Надежды Кадышевой или Ai Yola, народной музыкой нельзя.
«Этническая музыка, национальный фольклор всегда были в тренде. Это не новое поветрие. Кадышева - это не этника, это попсовая стилизация под русскую народную песню.
Но это авторские песни. А группа Ai Yola - это совсем другое. Это поп-музыка на основе башкирского фольклора, причем национальный колорит там превалирует над чистой попсовостью (облегченным темпоритмом и соответствующей легкой подачей). Это необычно, экзотично, свежо. Это и привлекает внимание», — оценивает эксперт.
Владимир Шахрин высказал версию, что волна интереса к народной музыке в России вызвана и выросшим уровнем патриотизма у молодого поколения.
«У детей, которые в школе гимн России утром поют уже несколько лет, появилось это ощущение. Мы вот Новый год этот на даче встречали с семьей. Время почти двенадцать, мои внучки, им по 16 лет, говорят, что надо президента включать. Ну ладно, включили. Президент сказал, гимн заиграл, а внучки поют. Мы-то всех слов не знаем, а они все знают и поют. И ты понимаешь, что у них есть еще это ощущение, потому что это наше. И в этом отношении они молодцы», — рассказывает он.
Однако Сергей Соседов не согласен с тезисом о том, что рост популярности этнической музыки вызван внешнеполитическими факторами и возросшей любовью к Родине.
«Я не думаю, что это связано с гипертрофированным патриотизмом. Россия никогда не была в изоляции, тем более культурной. Декларации политических бездарных элит - это одно, а по факту подобная изоляция попросту невозможна. Невозможно отменить Толстого, Достоевского, Чехова, музыку Чайковского, Стравинского и Рахманинова. Невозможно отменить солнце, Луну и небо. Русская музыка была, есть и будет. Никто не в силах отменить Русланову, Зыкину, русские народные хоры и оркестры, коих большое множество, и они появились не сегодня и даже не вчера. Кадышева и все прочие, о ком вы говорите, - это лишь скромный, кокетливый блик великой русской музыкальной культуры. Есть величественный корабль русского искусства и есть злобные, мерзкие шавки, которые лают на него с берега. Как говорится, собаки лают - караван идет», — заключает критик.

Концерт в Кремле, собственный альбом и тревоги за будущее российской поп-музыки: итоги года Васи Беля25 декабря 2023 в 10:23
«Наши песни – саундтрек миллионов жизней»: большое интервью Владимира Шахрина16 сентября в 10:29
