[18+]
22 августа 2025 в 17:52

Как в лучшие годы: колонка шеф-редактора ЕАН о новом конфликте властей Екатеринбурга и Свердловской области

Мэр Екатеринбурга Орлов начал спешить с кадровыми решениями
© Иллюстрация создана YandexGPT
26 августа Екатеринбургская городская дума собирается собраться на внеочередное заседание. Главные вопросы касаются введения в администрации уральской столицы второй должности первого вице-мэра. Никто даже не ставит под сомнение, под кого конкретно создается этот пост. Более того, большинство акторов всех уровней публичной власти региона не имеют ничего против усиления этого муниципального чиновника. Однако вопросы вызывает весьма странная процедура и слишком активные темпы, которыми глава Екатеринбурга Алексей Орлов пытается провести это решение.
По словам источника ЕАН, близкого к областной власти, ситуация во взаимодействии региона и его административного центра начинает напоминать «битву титанов» в конце 90-х годов прошлого века. Тогда губернатор Свердловской области Эдуард Россель (на днях мы отмечали 30-летие его избрания на пост главы региона) и глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий пребывали в состоянии перманентного политического конфликта. Градоначальник уральской столицы – первый и пока последний всенародно избранный глава Екатеринбурга (наделенный реальными хозяйственными полномочиями) – Аркадий Чернецкий вел абсолютно независимую внутреннюю политику, не ориентируясь на согласования с областью. Объяснялось это не только значительным доверием населения к своему мэру, но и реальными экономическими инструментами, сосредоточенными в руках команды главы Екатеринбурга. Собственные доходы города и грамотное их применение позволяли муниципалитету иметь относительную независимость от мнений и задач, спускаемых областным центром.
Да, схемы получения собственных доходов уральской столицы были не всегда прозрачными, а на взгляд некоторых, даже не всегда чистыми, однако факт остается фактом: город пребывал в относительной независимости от казны региона.
Свердловский губернатор Эдуард Россель, в свою очередь, постоянно стремился взять екатеринбургскую повестку и экономику под свой контроль. Глава региона полагал, что управление регионом без политической и экономической базы административного центра выглядят неполноценно. По мнению ряда политологов, именно конфронтация «независимого» Екатеринбурга со Свердловской областью и стала базой для формирования образа уральской столицы как крупного оппозиционного центра страны. В то же время все они солидарны во мнении, что это были лучшие годы постсоветского развития Екатеринбурга.
К середине 2000-х экономические и политические процессы в России начали перенастраиваться. Централизация случилась, однако не в том формате, о каком, вероятно, грезил Эдуард Россель. Выстроенная президентом РФ Владимиром Путиным вертикаль власти сделала именно Кремль главной точкой принятия экономических и большинства политических решений. Как следствие, перманентный конфликт Екатеринбурга и Свердловской области постепенно сошел на нет. Первый яркий публичный шаг сделал Аркадий Чернецкий 12 августа 2005 года.
Многие журналисты до сих пор вспоминают звонок пресс-секретаря главы Екатеринбурга Константина Пудова, сообщавшего, что почетным гражданином Екатеринбурга стал Эдуард Россель. И тогда, в августе 2005-го, глава Свердловской области впервые за многие годы стал участником Дня города.
Россель перестал быть губернатором Свердловской области в ноябре 2009-го, Аркадий Чернецкий покинул пост главы Екатеринбурга годом позже. До мая 2016 года пьесу политической «независимости» Екатеринбурга от Свердловской области «доигрывала» так называемая команда Чернецкого. Ее хедлайнером был замглавы администрации уральской столицы Владимир Тунгусов, которого все называли серым кардиналом мэрии и главным идеологом противостояния города и области. В мае 2016-го Тунгусов стал руководителем администрации губернатора Евгения Куйвашева. Таким образом была завершена политическая централизация в Екатеринбурге и Свердловской области. Но окончательную точку в ней поставило назначение в декабре 2020 года главой Екатеринбурга близкого соратника губернатора Куйвашева Алексея Орлова. К слову, Владимир Тунгусов ушел из публичной политики осенью 2018-го.
В работе Алексея Орлова на посту главы Екатеринбурга было несколько периодов. Мы не раз анализировали его действия, отмечая периоды его повышенной самостоятельности, и избыточного делегирования обязанностей на своих заместителей, и пробежавшего «холодка» во взаимоотношениях с патроном – главой региона. При этом весь «куйвашевский» период мэра Алексея Орлова было принято отмечать, что в администрации уральской столицы есть несколько центров, пытающихся проводить свои решения, соревнуясь в степени влияния на градоначальника. Мы называли их башенками мэрии.
Ситуация начинала активно меняться еще при Куйвашеве с усилением позиций одного из заместителей Орлова. Пришедший сначала только для курирования стройки Рустам Галямов сначала получил в ведение еще и сферу транспорта. Там ему удалось запустить «транспортную реформу» в Екатеринбурге. Почему этого не удавалось прежнему куратору? Все дело в деньгах и свободе принятия решений.
По словам источников ЕАН, Галямов изначально обозначил, что согласится стать «начальником транспортного цеха» только при условии полного карт-бланша на оперативные действия и должную экономическую поддержку реформирования сферы. И действительно, после прихода Галямова «в транспорт» началась закупка подвижного состава, повышение зарплат в «Гортрансе», переход на невыгодные для городской экономики, но решающие ряд проблем горожан «брутто-контракты».
По оценкам многих екатеринбургских журналистов, специфика Рустама Ахмедовича Галямова в том, что он ярый противник собственной публичности. Вероятно, он исповедует мысль, что городское хозяйствование — искусство кулуарное, поэтому очень остро воспринимает любые свои упоминания в СМИ, особенно в негативном ключе. Но в самой системе публичной власти Свердловской области Рустам Ахмедович обладает достаточным авторитетом и не вызывает негативного отношения у большинства акторов. Однако концентрация большинства векторов городского хозяйства в его руках привела к тому, что его стали воспринимать как полноценного публичного политика, а не как толкового менеджера. На этом фоне стали появляться слухи о том, что Галямов станет преемником Алексея Орлова (мэрский срок действующего градоначальника истечет в феврале 2026 года).
Глава Екатеринбурга даже подыграл слухмейкерам. В 2025-м он отправил в отставку двух своих замов — Андрея Корюкова и Алексея Бубнова. На место первого была назначена Анна Турунцева, абсолютный ас в сфере финансов, но категорически отказывающаяся участвовать в кулуарных интригах. Ставка Бубнова была ликвидирована, а полномочия распределены между двумя другими вице-мэрами (один из них — снова Рустам Галямов). Однако если Орлов решил, что полностью купировал «избыточную многобашенность», вероятно, он слегка заблуждается.
Как пошутил сотрудник аппарата губернатора и правительства Свердловской области, в данном случае действует «закон сохранения точек кипения». Те, кто недавно вступал в коалицию против одной из «башенок», теперь играют друг против друга.
«Ничем иначе не объяснить то, как активно началась медиакампания против учреждения Орловым второго поста первого вице-мэра. Причем, при кажущемся текстовом одобрении инициативы мэра, сразу же приводятся контрдоводы», — рассуждает собеседник ЕАН. Кроме того, по его словам, ведется активная кампания, чтобы сорвать внеочередное заседание думы во вторник, где пост должен быть официально учрежден.
Другой собеседник ЕАН спорит с областным чиновником. Близкий и к области, и к городу источник утверждает, что стремление сорвать учреждение новой должности для Рустама Галямова своими корнями уходит как раз в область. По его данным, глава Екатеринбурга Алексей Орлов в данном вопросе проявил излишнюю самостоятельность и избыточное рвение. Предположительно, он не согласовал столь скорое появление новой должности с кураторами внутренней политики региона.
Первоначально предполагалось, что вопрос о новой должности будет рассмотрен на первом после каникул заседании ЕГД — 23 сентября.
То есть когда уже будут подведены окончательные итоги губернаторских выборов, станут приблизительно ясны герои и антагонисты кампании главного кандидата и, как следствие, станет приблизительно понятен карьерный трек самого екатеринбургского градоначальника.
Ни для кого не секрет, что от результатов фаворита губернаторской гонки будет зависеть судьба многих глав муниципалитетов Свердловской области. И Алексей Орлов — один из главных «проблемных» в этом плане мэров. Дело в том, что, во-первых, глава Екатеринбурга включен в сенаторскую тройку. Конечно, перспектив ухода Орлова в Совет Федерации никто не рассматривает, но решение будет принимать избранный губернатор. Также он может провести кадровую ротацию в своем правительстве.
По сообщению источников ЕАН, Алексей Орлов рассматривается как один из кандидатов на пост куратора внутренней политики в кабинете министров нового губернатора. А значит, занимающий этот пост в настоящий момент чиновник в опасности. И именно с ним Орлов не согласовал скорость своей кадровой инициативы про второго первого зама. Да, утверждается, что оба чиновника — представители одного общероссийского политического клана, однако отношения между ними всегда выглядели напряженными. Вспоминается даже их краткая пикировка после выборов в ЕГД 2023 года, когда Орлов с сарказмом назвал своего коллегу «другом».
Второе, до конца полномочий главы Екатеринбурга остается немногим более полугода, и гарантий, что он будет выдвинут на новый срок, никто давать не возьмется. Более того, нельзя исключать, что к февралю, в соответствии с последними федеральными трендами, изменится региональное законодательство и выдвигать кандидата в главы уральской столицы будет свердловский губернатор.
Как уже упоминалось, Орлов — верный соратник прежнего свердловского губернатора, а новый глава региона взял курс на полное обновление подходов к региональной политике.
Как следствие, у него, вероятно, будет свой кандидат на пост главы административного центра своей губернии. И именно ему придется работать с измененным Уставом города и двумя первыми вице-мэрами.
С туманными перспективами Орлова, возможно, связано и то, что на текущий момент личные контакты врио губернатора с мэром Екатеринбурга почти сведены к минимуму. А в публичной плоскости в адрес градоначальника в основном звучит критика. В июле: «Я могу остановиться, что-то сфотографировать и главе отправить вопрос: «Это что?» А из свежего - разнос накануне Дня города о благоустройстве улицы Вайнера.
На фоне этой нестабильности позиций Алексея Орлова он внезапно проявляет «политическую самостоятельность». Настойчиво продавливает темпы введения новой должности в своей администрации.
Тем самым он фактически дает почву для рассуждений, что у города и области снова конфликт.
Кроме того, Орлов еще раз ставит под сомнение эффективность и профессионализм действующего куратора внутренней политики. А в свете недавних событий с неуправляемыми выборами глав в ряде муниципалитетов это серьезный урон его репутации.
Стороннее наблюдение за новой «войной города и области» позволяет улыбнуться, что все «как в лучшие годы». Вот только времена сейчас другие. И скорости. Потому поспешность Алексея Орлова в изменении Устава Екатеринбурга вызывает серьезные сомнения. В том числе и у депутатов ЕГД. Но им проще — официально они сейчас в отпусках, потому по объективным причинам могут сорвать кворум на внеочередном заседании думы во вторник, 26 августа.
Свердловск - город госпиталей
almaceramica
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты