Через несколько месяцев Россия будет выбирать депутатов Госдумы, активная подготовка к кампании уже давно идет. ЕАН поговорил в большом интервью с депутатом Госдумы, лидером региональной «Справедливой России» Валерием Гартунгом о том, в каких политических и экономических реалиях живет и продолжит существовать страна. Также Гартунг рассказал о помощи пенсионерам и скандале с дорогой квартирой однопартийца.
- Валерий Карлович, каков главный итог прошлого года для «Справедливой России» в Челябинской области?
- Мы провели выборы в законодательное собрание. Избиратели подтвердили, что они нам доверяют, мы остались на втором месте. Сейчас ситуация в стране непростая, идут военные действия, естественно, население консолидируется вокруг партии власти, поэтому объективно понятно, что победить партию власти в это время невозможно. Никто таких иллюзий не питает.
- Назовите, пожалуйста, вашу задачу минимум на выборы в Госдуму и задачу максимум.
- Если в целом по стране сказать, то задача минимум, - конечно, пройти в Государственную думу как партия. Задача максимум - чтобы наше представительство было как можно больше. Если говорить о Челябинской области, то наш регион в Госдуме от партии «Справедливая Россия» сейчас представляют два депутата. Хотелось бы, чтобы было три. Но если будет два, тоже неплохо. Ну и все зависит ведь от того, как люди оценивают нашу работу: если нас будут поддерживать, значит, нас станет больше. Судя по тому, как ко мне идут люди, нам верят, на нас надеются.
- Вы уже говорили, что с большой долей вероятности возглавите список в нашем регионе. Можно ли еще какие-то фамилии сейчас назвать, которые точно будут в партийном списке?
- Я думаю, что Василий Георгиевич Швецов будет, потому что он был депутатом Государственной думы. Так что вот: пока я и он. Но я скажу, что это опять же только мое мнение. Решение съезд будет принимать. Он состоится в июне.
- Как вы будете работать с Оренбургской областью на выборах? Мы знаем, что вы, как депутат Госдумы, будете помогать отделению в Оренбурге. Что именно планируете делать?
- Я являюсь депутатом в Коркинском одномандатном округе, основная моя работа здесь. Здесь я провожу приемы. Но, так как я лидер списка Челябинской области, я еще работаю по Челябинской области. И, так как у нас в Оренбургской области нет депутата Госдумы от «Справедливой России», мне дано поручение от фракции заниматься Оренбургской областью, поэтому я туда направляю своих помощников. Они проводят там приемы, я туда буду ездить не так часто, как сюда, но все равно буду приезжать.
Также будем работать дистанционно. Человек либо сидит передо мной за столом, либо по ту сторону экрана. Какая разница? Мы же понимаем друг друга. Мои помощники точно так же могут отработать, направить запрос и губернатору Оренбургской области, как я направляю губернатору Челябинской области, или, например, мэру Оренбурга.
Что касается выборов в Госдуму, не исключен такой вариант, что у нас будет единый список по Челябинской и Оренбургской областям. Не исключаю такого, но, подчеркиваю: решение будет приниматься на съезде. Если список будет объединен, естественно, его возглавлять буду я.
Плюс будут еще одномандатники. Кроме моего округа у нас в Челябинской области их еще четыре. И три округа в Оренбургской области. Если будет у нас общий список, то я буду заниматься и всеми этими одномандатными округами, и, соответственно, всем списком. Но пока это предположение. Поручение мне дано, но оно может поменяться.

- Если снова вернуться в прошлый год, какое неполитическое событие для вас было самым важным?
- В 2025 году произошла индексация пенсии работающим пенсионерам. Это здорово. Миллионам пенсионеров пересчитали пенсии. Теперь индексация проводится. Кстати, мне тоже провели индексацию. Я сначала удивился. Обычно мне приходило 37 тыс. рублей, а в феврале 2025-го пришло 40 тыс. Я подумал: откуда это? А оказывается, мне тоже проиндексировали пенсию, я же работающий пенсионер.
- Вы постоянно помогаете пенсионерам разбираться с начислением пенсий. Сколько денег вашей команде удалось «отбить» у Соцфонда для пенсионеров за прошлый год?
- Мы помогли по пенсионным вопросам 6874 людям. Либо помогли пересчитать пенсию, либо дали консультацию. Бывает, жители просто получают консультацию, правильно составляют документы и получают то, что хотели. Полтора миллиона вернули только по пенсиям, а в целом по обращениям - 32 млн рублей. Это разовые выплаты от Соцфонда – то, что недоплатили за прошлые годы. И это не считая того, что людям пересчитали пенсии и они стали получать каждый месяц больше. Это мы только по Челябинской области считаем, а ко мне же обращаются со всей страны. Я никому не откажу там, где есть центры защиты прав граждан в регионах А там, где их нет, мы помогаем дистанционно.
У нас команда юристов, мы сейчас обучение проводим. Принимаем еще на работу дополнительных юристов для того, чтобы растущее количество обращений обработать.
- Перейдем к экономике. Банк России понемногу снижает ключевую ставку. На ваш взгляд, достаточны ли темпы этого снижения?
- Темпа снижения ключевой ставки для развития экономики явно недостаточно. ЦБ снижает ставку, но экономика отвечает стагнацией.
Мало того, если бы не работа на государство, не гособоронзаказ, то многие отрасли бы уже давно остановились. У нас была бы дикая безработица, и, к сожалению, ситуация в лучшую сторону не меняется. Да, ставку снизили с 21% до 16%, но это роли не играет. Как не окупались инвестиции, так и не окупаются. Инвестиции начнут кое-где окупаться при ставке ниже 15%. А сейчас, я думаю, и этого мало.
Это если бы год назад ставка была 15%, было бы достаточно, экономика бы жила и она бы так не упала. Но Центральный банк считает, что он не отвечает за рост экономики, они борются с инфляцией. А бороться с инфляцией так – это знаете, какое самое лучшее средство от головной боли? Гильотина.
Примерно так ЦБ поступает - уничтожает российскую экономику. Чего не смогли сделать американские президенты, с тем очень даже справляется глава российского Центрального банка.
Наверное, это жестко звучит, но это так. Я много раз разговаривал с руководством ЦБ. Постоянно объясняю, что только при растущей экономике можно обеспечить и все расходы бюджета, и стабильность цен, и инвестиции. Но у них свои догмы, они им следуют.

Если бы они немножко пошире посмотрели на ситуацию в мире, на мировой опыт, то изучали бы не только опыт США, но еще и опыт Китая. Китай абсолютно в другой ситуации развивался, у них никаких рыночных механизмов не действовало, у них была плановая экономика, она и сейчас плановая, и государство является основным инвестором, который двигает экономику вперед. И посмотрите, чего они добились. Они переплюнули и США, и Европу, и Россию.
Они элементы рыночной экономики сохраняют, необходимые для развития страны, но при этом у них есть государственные инвестиции, государственный план. Они добиваются просто космических успехов.
Когда я пытаюсь нашим банкирам привести это в пример, они начинают мне рассказывать 50 причин, почему Россия не Китай. И почему в России должно быть все по-другому?
Ну так США тоже не Китай и Россия не США. Тем не менее, значит, на Соединенные Штаты Америки, на Европу надо ориентироваться, а на Китай нет. Могу только сожалеть о том, что у нас в Центральном банке руководители такие негибкие.
- Плановая экономика нам тоже нужна?
- Конечно. Если у тебя основные инвестиции – государственные, то государство и определяет направление инвестиций, принимает решения. Сейчас у нас 2/3 экономики под контролем государства. Значит, кто должен принимать решение, куда надо вкладывать? Государство. Так должно быть. Но у нас получается, что Центральный банк регулирует экономические процессы в стране, как будто бы у нас рыночная экономика, а на самом деле у нас государственная экономика и правительство работает, живет в другой парадигме. Вот у нас и раздрай.
Центральный банк, борясь с инфляцией, борется с государственной экономикой.
Вообще ключевая ставка должна быть примерно такой же, как инфляция. В идеале, если у нас инфляция 6%, то и ставка должна быть 6%. А у нас ключевая ставка 16%. Поэтому у нас никакие инвестиции не работают, инвестпроекты не окупаются.
Китай вкладывал в инфраструктуру, строительство жилья. И нам надо это делать. Но ЦБ считает, что это необеспеченные деньги. В Китае они оказались обеспеченными, хотя у них нет ни нефти, ни газа, у них такой богатой ресурсами земли нет. Они под строительство жилья и объектов промышленности брали деньги в банках под будущие доходы, которые дадут эти проекты.
Да, при этом они контролировали доходы населения - не давали возможности, чтобы доходы населения росли быстрее, чем инвестиции и производственные мощности. За счет этого у них балансировалась инфляция. У них предложение товаров и услуг всегда опережало рост доходов населения. Не могли люди много купить.
Куда возросшее количество товаров поступало, если их внутреннее население не могло купить? На внешний рынок. То есть они за счет экспорта жили.
Вот она, модель Китая. Мы тоже за счет экспорта живем, но только мы продаем не товары и услуги, а природную ренту за границу отправляем. За бесценок в тот же Китай. А он на этом зарабатывает, перерабатывает и потом товары и услуги на основе наших энергоносителей продает по всему миру.

- В какие сроки и с помощью каких инструментов, по вашему мнению, может быть преодолен дефицит рабочих?
- В этом поможет роботизация. Она позволит высвободить рабочие руки. Самые толковые рабочие пойдут работать интеграторами. Интеграторы – это специалисты, которые внедряют робототехнические комплексы на производстве. Не только на ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод - прим. ЕАН) это будет, интеграторы пойдут и в другие компании, потому что российских роботов, которые производятся здесь, в Челябинске, нужно интегрировать по всей стране. Интеграторов пока не хватает, но них большой спрос. Будем учить и направлять.
Это на самом деле мировой тренд. В Китае, где почти 1,5 млрд населения, роботизация ведется темпами, которые в сотни раз больше, чем у нас. Там за прошлый год установлено 500 000 роботов.
Мы в нашей стране измеряем число установленных роботов тысячами, а они – сотнями тысяч.
Самый массовый спрос будет не на человекоподобных роботов, а на тех, которые выполняют ограниченный объем функций. Они дешевле и более приспособлены для исполнения той или иной задачи. Роботизация решит проблему ограниченности рабочих рук и одновременно повысит производительность труда. Если бы вы зашли в цех ЧКПЗ год назад, вы бы увидели, что один сотрудник стоит у ячейки из трех станков. Два года назад у каждого станка стоял человек. А сейчас если вы зайдете, увидите: стоит пять ячеек на 15 станков, в каждой по роботу. И все это контролирует один сотрудник.
Проблемы с производством роботов вообще нет. Сколько нужно их сейчас произвести, мы столько производим. Если нужно увеличить в 5, в 10 раз - мы увеличим. Проблема в другом – в интеграции роботов в реальные процессы производства. Должен быть комплекс инженерных решений. И вот всем этим занимаются команды по интеграции.
Мы чуть больше года назад запустили факультет робототехники и мехатроники в ЮУрГУ. Сами понимаете, за это время мы инженеров еще не получили. Они только три семестра отучились. Но еще через три семестра их можно уже брать на работу, они уже почти инженеры, потому что основные инженерные дисциплины они уже изучили. Их можно уже обучать прямо на производстве, что, собственно, ЧКПЗ сейчас и делает.
Они берут студентов четвертых-пятых курсов, договариваются с ЮУрГУ, чтобы меняли график обучения на 2 через 2, например. И студенты два дня работают, два учатся. При этом получают нормальную зарплату.
Плюс у нас существуют инженерные классы в школах. Там детей учат робототехнике. Компания «Русский робот» создала учебную модель, которая полностью копирует робота, работающего на станках. Только он маленький, из пластика, грузоподъемностью полкилограмма. Его можно ребенку дать. Это безопасно, и ребенок может уже в школе начать программировать какие-то простые функции. Уже на уровне третьих и четвертых классов начнем детей обучать простейшим функциями в роботизации.
Чем раньше ты начнешь человека обучать какой-то профессии, тем быстрее он ее получит. Я допускаю, что через 2-3 года мы уже начнем в ПТУ готовить специалистов, которых сейчас готовят в вузах. Они уже хотя бы рабочие вакансии закрыть смогут. Ну а инженерные вакансии, конечно, будет готовить вуз. Таким образом, мы эту профессию делаем массовой.
Я уверен, что через 2-3 года мы дефицит кадров на предприятиях по стране исключим благодаря процессу роботизации. Это произойдет, как только мы кадровый дефицит закроем по интеграции.
Потребности Челябинской области в рабочей силе мы закроем уже в этом году, потому что у нас есть программы по подготовке кадров. И мы этих специалистов в Челябинской области и размещаем - в первую очередь свои потребности закрываем. В нашем регионе и обучение, и производство роботов, и большая потребность в роботах, потому что много обрабатывающих производств. Мы в этом плане ориентир для всей страны. Мы – самый продвинутый в плане роботизации регион.
Мало того, в особой экономической зоне первые резиденты уже зарегистрировались, и они взяли на себя обязательства строить темные цеха – без света, вообще без людей. Роботу ведь свет не нужен, у него техническое зрение есть.

- И последний вопрос – о скандале с квартирой вашего однопартийца – депутата гордумы Челябинска Александра Галкина, у которого прокуратура пытается через суд изъять жилье в Москве. Как вы смотрите на эту ситуацию?
- Я считаю, что это некрасиво вообще. В то время, когда брат Александра Галкина воюет на СВО, прокуратура брата Александра Галкина привлекает в качестве ответчика.
Они проверяют декларацию жены Александра Галкина и к этому прицепились, потому что она госслужащая. Он депутат, подает декларацию, но не госслужащий, у него нет никаких возможностей для коррупции. Поэтому прицепились через его жену к нему. А когда он подал документы, где объяснил, что занял деньги у брата, вопросы возникли к брату.
Первоначально прокуратура подала иск в суд, так как ей показалось, что брат не имеет достаточного дохода для того, чтобы помочь Александру. То есть к участнику СВО у них вопросы возникли.
Также деньги Александру Галкину одолжил Дмитрий Ларин. Но он доказал, что у него есть доходы. И он сказал, что мог бы и больше одолжить. Мало того, Галкин с ним уже рассчитался сейчас. Когда прокуратура обратилась к участнику СВО, он сказал: «Пожалуйста, я предоставлю все документы». А они потребовали, чтобы он явился сам для пояснений. На что он ответил, что в данный момент не может, так как защищает страну на СВО.
Прокуратура могла дать поручение. Приехали бы военные прокуроры к брату, он бы все пояснил. Но челябинскую прокуратуру почему-то это не заинтересовало, они посчитали, что он просто не смог объяснить происхождение денег. И сразу пошли в суд.
По-хорошему прокуратуре надо было признать, что они погорячились, отозвать иск. Потому что ответы на все вопросы, которые они в иске поставили, они уже получили. Но, видимо, тут кто-то уже дырочки под звездочки на погонах просверлил, а доказательств нет.
На эту квартиру они всей семьей скинулись, у друга он занял. Квартиру заберут, и что – у него останется кредит в банке и долги перед родственниками? Вы за что его наказываете? Семью участника СВО за что вы наказываете? У меня вот такие вопросы возникли, на которые ответа я не получил. Не скрою, я в Генеральной прокуратуре был по этому поводу и задал вопросы. Никто мне не ответил на них, все пожимают плечами, говорят, что их самих все удивило.
Они понадеялись, что суд быстренько пройдет и не будет разбираться. А суд начал разбираться. Надеюсь, разберется, потому что ситуация некрасивая. Или это будет очень плохой прецедент. Он бьет по имиджу власти, потому что у нас все, включая президента, говорят о том, что участники СВО - это наша элита будущая. У нас целые программы в каждом регионе есть для их поддержки. А у нас целый аппарат прокуратуры работает над тем, чтобы не защитить участника СВО, а отобрать у его семьи имущество.
Вряд ли прокуратура считает злоумышленником брата Галкина. Значит, это кто-то сводит счеты с самим депутатом. Два года назад была жаркая выборная кампания, он выиграл в жесткой борьбе. Он даже рабочего места тогда лишился. Тогда его выгнали с работы за то, что он отказался сняться с выборов. Я думаю, что это отголоски той истории. Это мое мнение, как на самом деле, я не знаю.

Челябинцы в Госдуме: каковы шансы сохранить мандаты на выборах28 января в 10:07
