Металлургический район Челябинска отличается отдаленностью от центра и обособленностью. Из-за этого его называют городом в городе. В районе, основанном в середине XX века, сохранились десятки зданий с уникальной архитектурой. Одна из главных достопримечательностей ЧМЗ (неофициальное название района) — немецкий квартал. В этом году стало известно, что дома, напоминающие западноевропейские постройки, решено отправить под снос. После этого спрос на прогулки с гидом по ЧМЗ вырос. Корреспондент ЕАН Анна Адианова побывала на одной из таких экскурсий и узнала, как строили немецкий квартал и почему бывший губернатор Челябинской области не хотел переезжать из Металлургического района.
Экскурсия начинается с рассказа об истории района. Она связана со строительством Челябинского металлургического комбината, говорит коренной житель района, экскурсовод проекта «Челябинск пешком» Алексей Кондратьев.
«Во время второй пятилетки (с 1933-го по 1937 год — прим. ЕАН) в городе планировали построить авиационный и металлургический заводы. Но, к сожалению, взятые в первую пятилетку темпы были слишком высокими. Завод не начнут строить до начала Великой Отечественной войны. Здесь построят небольшой барачный поселок, пожарную часть, хлебзавод, проложат основную магистраль — шоссе Металлургов», - рассказывает Алексей.

Строительство Челябинского металлургического завода стартовало в начале Великой Отечественной войны.
«Тогда он назывался Бакалстрой, потом Бакальский металлургический комбинат, потом — Челябинский металлургический завод. Уже в 90-е годы он получит название «Мечел». Сейчас просто говорят Челябметкомбинат», - говорит гид.

После начала Великой Отечественной войны в Челябинск начинают массово приезжать эвакуированные люди с европейской части страны.
«В конце 1941-го — начале 1942 года сюда начинают привозить советских граждан немецкой национальности. Многие путают их с фашистскими военнопленными. Это совсем другая категория лиц. В 1941 году в СССР появляются понятие неблагонадежных национальностей. Это немцы, болгары, румыны, финны. Граждан этих национальностей на фронт не посылают, оружие им не доверяют, а формируют из них трудовые армии. Фактически под конвоем, на правах заключенных, они сюда приезжают, начинают строить дома, заводы», - сообщил экскурсовод.
Это были первые жители ЧМЗ. Официально Металлургический район был создан в 1946 году. До этого времени территория находилась за колючей проволокой.
«До 1956 года советские граждане немецкой национальности находились в районе на правах спецпереселенцев. То есть они могли спокойно ходить по району, в магазины заходить, но чтобы в оперный театр съездить, надо прийти в комендатуру, взять разрешение.
Были такие немцы, которые по-немецки вообще слов никаких не знали. Но так как у них была фамилия, созвучная с немецкой, особо не разбирались: сажали в эшелон и везли строить завод», - говорит Алексей.

С этим районом связана жизнь бывшего губернатора Челябинской области Петра Сумина. Он больше десяти лет проработал на Челябинском металлургическом заводе.
«Здесь его семье дали комнату в коммунальной квартире на три семьи. В 1984 году Петра Ивановича назначили председателем челябинского горисполкома - если говорить современным языком, то главой города. И вот его жена Ольга Ильинична рассказала мне, что уже год как в центре города отдельная квартира была, а они еще в Металлургическом районе жили в коммунальной квартире. Я спросил: «Почему?» А она говорит: «Дети маленькие, а соседи за ними приглядывают», - рассказывает Алексей.

В 1950-е годы местом притяжения людей в Металлургическом районе была площадь, расположенная на пересечении современных улиц Жукова и Социалистической. Сейчас здесь стоит храм в честь Георгия Победоносца, построенный в 2009 году.

В середине XX века здесь находился дом культуры «Металлург». Там показывали фильмы, проводили различные общественные мероприятия, работали кружки и секции.

С небольшой площади у храма видно первые дома немецкого квартала. Алексей Кондратьев предупреждает — сейчас мы повернем на улицу Социалистическую и зайдем в зону повышенного социального напряжения: «Сейчас жильцы ждут застройщика, который возьмется за расселение людей, за застройку этой территории. Жильцы домов сильно напряжены. Они думают, что мы сейчас отменим все это. Мы ни в коем случае не спорим с ними, что вот это все надо сохранить, они категорически против. Они уже мысленно живут в современных квадратных метрах, не хочется их пугать».

Особенность Металлургического района заключается в том, что уже в середине 70-х годов он был полностью застроен.
«С одной стороны район упирается в памятник природы — Каштакский бор, с другой — в Курчатовский район, с третьей — в меткомбинат. При этом у людей есть спрос на улучшение жилищных условий, но чтобы здесь что-то построить, надо что-то снести», - говорит гид.

Немецкий квартал состоит из семи домов, три из них одноподъездные, четыре — двухподъездные. Здания стоят в шахматном порядке. Они были построены в 1944-1946 годах.
«Посмотрите на скошенные крыши. Местные жители говорят, что это специально фашистские военнопленные сделали крыши, которые похожи на вскинутую руку, нацистское приветствие, чтобы напоганить нам. Есть легенда, что в Тракторозаводском районе немецкие военнопленные больницу специально построили в форме свастики. Это, конечно, ерунда полная», - говорит Алексей.

Во время прогулки по этому району кажется, что оказался в XVII веке. Такое ощущение возникает из-за кирпичей, из которых построены дома.
«Кирпичи изготавливали на Потанинском кирпичном заводе. Во время Великой Отечественной войны население Челябинска увеличилось более чем в два раза. Естественно, возникает потребность в стройматериалах. Принимается решение об использовании быстрой технологии изготовления кирпича. Со дна Второго озера достают глину, ее формуют в кирпичи и быстро обжигают. Это все не очень качественно было, какой-то кирпич лежал ближе к огню, какой-то дальше. Из-за этого они получились неоднородного цвета, создается ощущение, что кирпичу лет 300-400», - сообщил Алексей.
Планировалось, что фасады домов будут заштукатурены, однако отделочный слой на зданиях так и не появился.
«Кладка здесь безобразная. Это делали под штукатурку. Точно такой же дом заштукатуренный выглядит совсем по-другому. Вот именно отсутствие штукатурки и придает этим домам какое-то свое очарование», - говорит Алексей.
Он отмечает, что внешне дома выглядят достаточно неплохо, вся разруха внутри: «Когда-то здесь было печное отопление. Когда сюда подвели газ, центральное отопление, пришлось это все прямо в подъезды заводить. Прямо под полами 1 этажа проложены трубы. Из-за этого возникает повышенная влага. Внутри это все давно просит капитального ремонта. Никто капитальный ремонт здесь делать не хочет».

Предлагались различные проекты, призванные сохранить историческую застройку, однако дальше обсуждений дело не зашло.
«Очень хороший был проект - улицу Социалистическую сделать пешеходной, выложить здесь мостовую, чтобы было полное погружение в Европу. Первые этажи сделать пивоварнями, сыроварнями, вторые этажи — студенческими кампусами, коворкингами.
Еще в десятых годах такие разговоры ходили. Сейчас, конечно, на такое нужны огромные деньги. Город решил, что проще это все снести и что-то новое построить», - рассказывает Алексей.

Улица Социалистическая была первой улицей с твердым покрытием в Металлургическом районе. Тогда местные жители называли ее улицей любви.
«Это был такой районный променад. Люди шли по ней в Дом культуры. Очень красивые фонари, судя по старым фотографиям, здесь стояли. Бабушка рассказывала, что здесь под ручку гуляли, знакомились», - говорит Алексей.
Под крышами одноподъездных домов находятся огромные чердаки.
«Там какая-то мебель стояла старая, которую выкинуть было жалко, веревки были натянуты, на которых белье сушили, дети играли в холодную погоду. Когда-то квартал условно был закрытый, то есть с одной стороны стоял лес, с другой стороной был забор, часть его сохранилась. Еще здесь есть такая особенность, которую я только в этом квартале видел: здесь очень небольшие кухни. Где-то, наверное, 1,7-1,8 м ширина кухни, длина — 5 м», - рассказывает Алексей.
Точной информации о том, кто строил немецкий квартал, в официальных источниках нет. Есть две основные версии: немецкие военнопленные или советские граждане. Рассказом экскурсовода заинтересовалась проходившая мимо пожилая пара. Они остановились и начали слушать. Когда гид завершил рассказ, пенсионеры сообщили, что живут в немецком квартале почти 40 лет. Они уверены, что здания строили немецкие военнопленные.
«Мы когда переехали, жильцы, которые застали строительство домов, рассказывали, что видели, как тут все строили. Нам тут нравится жить, у нас тут много знакомых живет, дочь. Говорят, сносить будут, нам не хочется уезжать», — поделились супруги.

На этом прогулка по немецкому кварталу завершается. Далее на улице Социалистической стоит еще один дом, построенный в похожем стиле. На фронтоне указан год возведения здания — 1946.
«Вот этот дом прошлым летом капитально отремонтировали, между кирпичами уже палец не засунешь, замазали эти швы. Поменяли подъездные окна, благоустроили вход в подъезд. Смотрится совсем по-другому. Вот этот дом не сносят. Этот одноподъездный дом и одноподъездные дома в немецком квартале немного отличаются. Этот дом пошире. Скорее всего, это коммуналка была или общежитие», - говорит гид.

Далее мы направляемся в сторону центра Металлургического района. Дома, построенные в 40-е годы, сменяются зданиями 50-х годов. На фасадах появляются, как их потом назовут, архитектурные излишества.
«Когда мы подойдем к дому, где жил действующий губернатор до 16 лет, вы сразу поймете это по внешнему виду», — предупредил Алексей Кондратьев.
Заходим во двор и видим пятиэтажку, фриз которой украшен рельефным узором с красными звездами. До 2023 года дом на улице Дегтярева, 57а входил в перечень объектов культурного наследия. Сейчас он нуждается в капитальном ремонте.

«Мы сейчас пройдем дальше и увидим, как выглядит такой же дом, когда он откапитален. Совсем по-другому. Что такое сталинки? Это чаще всего пятиэтажки с высокими потолками. Вы заходите в дом, вас встречает длинный коридор, по которому можно на велосипеде кататься. Минус сталинок в том, что, как правило, межкомнатные стены сделаны из так называемой дранки. Вы вбиваете в стену гвоздь, и он вместе с молотком может провалиться», - говорит Алексей.

Затем мы подходим к соседнему дому №55а, построенному в том же 1955 году. Действительно, после ремонта здание выглядит иначе. И сразу же понимаешь, в каком из двух домов когда-то жил губернатор.


Из двора выходим на улицу Богдана Хмельницкого, которая считается самой широкой в Челябинске. Расстояние от четной до нечетной стороны составляет 121 м. Посередине дорогу на две части разделяет сквер, густо засаженный деревьям.
«Если летом здесь гулять, здесь ничего не видно. Вы как будто в лесу где-то ходите. Зелени здесь много. В советские годы в подразделении металлургического завода был цех по озеленению. Сотрудники занимались высадкой деревьев, поливали газоны, деревья, высаживали цветы», - рассказывает Алексей.

Еще одной особенностью района является то, что вся промышленность вынесена за пределы городской застройки.
«Если в Ленинском у нас люди живут через дорогу от заводов, в шаговой доступности, то здесь не так. На последней улице стоит дворец. За ним где-то 1,5-2 км зеленые насаждения — санитарная зона. И только потом начинается завод», - говорит Алексей.

Дворец культуры ЧМК был построен в 1956 году.
«Достаточно быстро его построили, года за два. Таких дворцов пять существуют. В частности, такие же здания есть в Польше, Миассе. На коньке крыши находится скульптура в виде девушки, она появилась позже. Сразу, когда ее поставили, такая легенда в районе появилась, что это директор завода свою жену заказал увековечить», - рассказывает гид.

Возле дворца с передней и задней стороны стоят фонтаны. Один функционирует, второй заброшен. Задний фасад дворца выглядит не так парадно, как лицевой.

«Из-за того, что завод когда-то очень сильно дымил, дым впитался в штукатурку», - сообщил Алексей.
Затем он показывает снимок, на котором возле балюстрады изображен человек, одетый в костюм Наполеона.

«Если бы я спросил, где это сфотографировано было, вы бы мне ответили, что в Европе. На самом деле этот снимок сделан здесь, за дворцом ЧМК«, - рассказал он.

Возле заброшенного фонтана стоит сцена. Раньше здесь находилась танцплощадка. «До конца 60-х годов здесь была танцплощадка, по кругу стояли скамейки, фонари. Уже давно здесь не слышно звуков музыки. Весной школьники проводят здесь субботники, убирают мусор. Хуже это место не становится», - сообщил Алексей.










Как выглядят жилые кварталы, попадающие под снос по программе реновации в Челябинске26 августа в 09:30
