В Оренбурге обсудили проблему пробок на российско-казахстанской границе на АПП «Сагарчин». Совещание прошло у омбудсмена по правам предпринимателей в Оренбургской области Виктора Коршунова.
АПП «Сагарчин» является одним из самых проблемных и загруженных погранпереходов на границе с Казахстаном, он был включен в программу по комплексной модернизации пунктов пропуска через госграницу РФ. По проекту, новый пункт пропуска должен быть построен на соседнем земельном участке, а пропускные мощности погранперехода увеличиться в три раза. Но строительства так и не произошло.
По словам сотрудников оренбургского пограничного управления, сейчас все автомобильно-пропускные пункты сильно загружены. Проект модернизации АПП «Сагарчин» прошел госэкспертизу еще в 2023 году и если его реализуют, то его пропускная способность вырастет до 2,9 тыс. грузовиков в сутки.
За это время казахстанская сторона уже реконструировала свой АПП «Жайсан», там появилось восемь полос для движения транспорта. А на российской стороне полос, как и было, – в два раза меньше.
Отметим, что сотрудники палаты предпринимателей «Атамекен» в Актюбинской области прислали в Оренбург письмо со списком проблем. Помимо реконструкции АПП, в их числе они называют увеличение времени досмотра после усиления мер безопасности из-за СВО, небольшую буферную зону между АПП «Сагарчин» и «Жайсан», где могли бы свободно разместиться автомобили во время увеличения трафика. А также иностранцы просили найти альтернативные маршруты в пик загруженности пунктов.
В свою очередь, оренбургские предприниматели видят причину еще и в другом. В конце прошлого года соседи внедрили электронную систему для проезда перевозчиков через «Жайсан». Через нее нужно сначала забронировать очередь для пересечения границы и автоматизации проверки необходимых документов в информационных системах. Резерв очереди в сутки – всего 350 машин, тогда как российская сторона готова пропускать более 400 фур в сутки в одну сторону.

«Грузовой машине из Самары на Актюбинск ближе ехать через «Сагарчин». Если ехать через Орск, к примеру, то это лишние 100 км. Поэтому и меньше машин, и там АПП не так востребованы. А если все узбекские или таджикские фуры разгружаются в пятницу в Москве и потом идут обратно через Оренбург, то и создается огромная очередь», - высказал мнение предприниматель.
Поэтому последний месяц на границе стоят пробки из грузовых машин длиной от 5 до 20 км. К тому же летом сезонное увеличение трафика машин с фруктами из стран Средней Азии. Пути же объезда через другие АПП неудобны и увеличивают расстояние для грузовых машин на сотни километров.