В Оренбурге до сих пор не решены проблемы с отоплением в некоторых домах. Это притом, что в городе пробные топки стартовали еще со 2 октября, а отопительный сезон начался 8 октября. Работу управляющих компаний раскритиковали на заседании регионального правительства, в отношении нескольких компаний идут серьезные проверки. Почему в городе происходят такие проблемы, читайте в интервью корреспондента ЕАН с главным инженером Оренбургских тепловых сетей Виталием Дремовым.

- Виталий Михайлович, как вы считаете, почему в этом году такие проблемы с отоплением?
- Надо понимать, что пуск отопительного сезона - это пиковая нагрузка на систему теплоснабжения. У нас 3,4 тыс. многоквартирных домов, и на начало отопительного сезона вопросы были примерно по 60 домам. Когда мы запустили последний дом, я поблагодарил своих сотрудников, потому что работать пришлось в круглосуточном режиме. В этом году пиковая ситуация возникла в городе с момента пробных топок. Люди до сих пор жалуются на перебои с отоплением. По обращениям мы тоже выходим, еще раз проверяем свое оборудование, работает и тепловая инспекция, которая дает рекомендации по запуску отопления.
- А если в доме тепло было запущено, а в квартирах холодно? Что происходит? Таких случаев очень много в этом году.
- Мы сами можем посмотреть на теплопункте и на входе в дом температуру, давление и расход тепла. Если все нормально, а расход меньше, то это говорит о том, что вода по трубам не движется. Вот было несколько случаев, когда приходили в дома, а там задвижки были закрыты на трубах. А следить за задвижками и пуском тепла в квартиры – это уже ответственность управляющих компаний.
Очень много в этом году жалоб поступает от жильцов, которых УК отправила разбираться с причиной отключений к поставщику. То есть по факту нанятая жильцами обслуживающая дом организация не хочет заниматься трубами в подвале дома. Это посредник, которому жители платят зарплату. А когда спрашиваешь, почему нам звонят, получаем ответ, что УК трубки не берет.
Я считаю, что это неправильно. Здесь должно быть грамотное взаимодействие. Если УК видит, что у нее нет температуры, давления, она должна на уши поставить нас как ресурсоснабжающую организацию. Но многие же просто не реагируют на проблему. И в этом году таких случаев очень много: обращения к нам поступают и по телефону, и в соцсетях.
Вот пример, в дом на улице Ноябрьской поехали с прокуратурой. Приехали - там на трубе порыв, УК работала и устраняла его, но при этом жителей по жалобам отправляла к поставщику. На Томилинской несколько обращений было. Пришли - задвижка в подвале закрыта. Как вот это можно объяснить? Либо УК туда не ходит, либо идет совершенно некомпетентный человек.
- Подтвердите или опровергнете тезис о том, что все стоит еще на советских сетях? Сколько им осталось?
- Да, советское наследие велико. Но мы постепенно от него уходим. Там, где ресурс сети исчерпан, мы реконструируем и перекладываем большие участки, строим коммуникации к новым микрорайонам. Износ сетей по Оренбургу составляет 56%.
- Это же много?
- Сложный вопрос. Я знаю, что в других районах есть износ по 80%. Но это не значит, что толщина стенки труб уменьшилась на 56%. К примеру, изначально в документации заложено, что сеть прослужит порядка 25 лет, но трубы у нас работают и 40, и 50 лет после истечения расчетного срока службы. Сначала проводится экспертиза промышленной безопасности, которая оценивает состояние по истечении расчетного срока службы и дает продление максимум на 8 лет. В этот срок трубы можно эксплуатировать при выполнении каких-то компенсирующих мероприятий – с устранением дефектов.
Это говорит о чем? Вроде бы срок истек, износ уже должен быть 100%. А по факту эту сеть еще столько же можно эксплуатировать, поэтому нельзя сказать, много это или мало.
Средства, которые заложены в нашу инвестпрограмму, мы наиболее рационально используем для реконструкции. У нас есть электронные сервисы, учитывающие все повреждения. Когда формируется план ремонтов, то программа сама нам выдает участки с наибольшим количеством повреждений за определенную единицу времени. И это нам значительно помогает в работе.
- Какие участки сетей планируется отремонтировать в следующем году?
- Два больших магистральных участка: на улице Терешковой – за остановкой «4-я городская больница», и другой ближе к Орской. На одном из этих участков аварийность просто зашкаливает. Мы летом проводим два и даже три гидравлических испытания для того, чтобы минимизировать возникновение аварий зимой. Еще будем менять участки на улице Чкалова и в районе проспекта Дзержинского.
- А как быть с застройкой, когда на месте небольшого дома выросла многоэтажка, возможно, сети могут не потянуть?
- Застройщики сначала приходят к нам и получают технические условия. Мы обязаны предоставить доступ им к теплу, как и другие ресурсоснабжающие организации - к электричеству, водоснабжению и т. д. Стоимость этих работ зависит от объема будущего дома и нагрузки, которая ложится на сеть. Помимо этого должна быть еще техническая возможность с точки зрения резервной мощности в этом трубопроводе. Конечно, может быть место застройки такое, что там отсутствует техническая возможность для подключения или для этого придется еще одну тепловую электростанцию построить, но это слишком затратно. И тогда застройщики делают крышные котельные.
- И такие котельные выгоднее?
- Исходя из возможности присоединения к сетям, застройщик сам выбирает способ подачи отопления. И крышные котельные - это очень спорное решение. Надо понимать, что эта котельная находится в собственности жителей, в какой-то момент, когда оборудование исчерпает свой ресурс, его придется полностью менять. А это десятки миллионов рублей, и расходы придется нести самим жильцам. Это так называемые отсроченные риски. И количество таких домов у нас растет.
- Еще вы упомянули проблемы в историческом центре, здесь, наверное, самые старые сети?
- Да, но, с другой стороны - у нас количество жителей в других микрорайонах несоизмеримо больше. И здесь опять все зависит от этажности застройки. Когда на месте небольшого снесенного дома появляется высотка, то, конечно, это спорное решение.
Тема центра города - это больная тема. Когда-то была Оренбургская управляющая компания, которая потом обанкротилась, у них были вот эти маленькие дома – двухэтажные и трехэтажные. Потом многие дома стали никому не нужны – УК они невыгодны, а некоторые люди и сами отказываются от УК.
Но жители не сразу понимают, что тогда бремя обслуживания ложится на них. К примеру, возьмем ту же задвижку на трубе. Кто ее откроет с началом отопления, кто проверит систему и кто потом весной ее закроет? И вот здесь начинаются обращения в администрацию, ресурсоснабжающую организацию... Помимо, отопления в этих небольших домах назревают и другие проблемы, например, с общим ремонтом.

Сотни жалоб поступили от оренбуржцев из-за отсутствия тепла в домах24 октября в 12:56
Госжилинспекция назвала УК, которые проверяют из-за срыва отопительного сезона в Оренбурге21 октября в 11:30
Оренбургские «эсеры» призвали вернуться к опыту Советского Союза после срыва отопительного сезона21 октября в 17:44
