[18+]
20 октября 2022 в 16:26
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Четыре режима военного положения: что означают новые указы Путина. Колонка Дмитрия Лебедева

© Фото из открытых источников
Девятнадцатого октября президент РФ Владимир Путин подписал два указа: «О введении военного положения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» и «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756».
Что это значит для системы государственного управления, изменится ли роль губернаторов и чем отличаются режимы готовности один от другого - об этом в колонке юриста, члена Уральской коллегии адвокатов и Адвокатской палаты Свердловской области Дмитрия Лебедева.
«Первое, что нужно отметить: прямая аналогия с обстоятельствами распространения коронавирусной инфекции и мерами государственного реагирования в данном случае не может использоваться и установленные в регионах режимы готовности говорят совсем о другом.
В силу п. 2 ст. 3 закона «О военном положении» в соответствии с принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. В указе № 756 устанавливается юридический факт: «против территориальной целостности РФ применяется вооруженная сила». Это значит, что обстоятельства изменились настолько, что речь идет об угрозе территориальной целостности всей Российской Федерации. ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области, пусть и находятся в эпицентре военных действий (СВО продолжается), но эти факторы отходят на второй план. Иными словами, этот указ стал ответной мерой на особо значительную угрозу.
Важно отметить, что в документе не называются конкретное государство или группа государств, которые угрожают территориальной целостности Российской Федерации. Подобное замалчивание субъекта вооруженной агрессии является знаковым и трактуется как нежелание объявлять войну конкретным странам. Я полагаю, что в Кремле Украину не воспринимают в качестве субъекта агрессии, за скобками документа речь идет о США.
Таким образом, речь идет не просто об угрозе потери новых территорий, как неоднократно говорил президент. Под угрозой - само существование России, именно поэтому принят второй указ № 575, устанавливающий особый режим организации управления на всей территории страны.
Нужно понимать, что законы об обороне и военном положении писались людьми, которые знали, что такое война, только в теории. В буквальном виде они применяться не могут, потому что не соответствуют современным уровням угроз и особенности управления в стране. Здесь параллели с коронавирусным временем уместны – власти вынуждены заново конструировать правовые институты.
В зависимости от удаленности от зоны активных боевых действий в регионах страны вводятся четыре уровня реагирования госорганов: максимальный, средний, повышенной готовности и базовый – я бы назвал их степенями военного положения. При этом вся государственная система и граждане переводятся в особый режим деятельности.
Режим максимального реагирования предполагает реализацию полномочий высшим руководством регионов в соответствии с законом «О военном положении», соответственно, прав и обязанностей граждан и организаций, находящихся на этих территориях. Права, обязанности и ограничения перечислены в федеральном конституционном законе.
Луганск, март 2022 года
На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
- усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
- введение особого режима работы объектов критической инфраструктуры;
- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с предоставлением жилых помещений, в том числе из специальных жилищных фондов муниципалитетов. Вопросы, связанные с недобровольным подселением эвакуированных граждан, напрямую ЖК РФ не урегулированы, как и много из того, с чем столкнулась сегодня страна, поэтому все эти вопросы будут оперативно решаться на местах;
- введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
- приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений;
- привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики;
- изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой стоимости изъятого имущества;
- запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
- введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
- запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
- прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации. Их реализация может осуществляется органами военного управления, если они будут наделены всей полнотой власти.
Режим среднего уровня повышенной готовности и базовый уровень реагирования, которые не предусмотрены в законе «О военном положении», предполагают правовой режим функционирования высших органов власти субъектов РФ в соответствии с упомянутыми в указе № 757 полномочиями. Это значит, что решения губернатора обязательны для исполнения всеми – от мэрии любого населенного пункта до каждого гражданина.
Помимо основных институтов власти и источников права, появляются дополнительные - оперативные штабы. Решения оперативного штаба и главы субъекта Федерации имеют прямую силу закона, а действующие законы и нормативные акты применяются, если они не противоречат этим решениям.
Что касается Свердловской области, то в полномочия губернатора входит проведение мероприятий по защите населения на случай ЧС, а также удовлетворение потребностей войск, воинских формирований и нужд населения.
В обязанностях губернатора Свердловской области - усиление охраны общественного порядка; обеспечение общественной безопасности и объектов критической инфраструктуры; введение особого режима работы на таких объектах.
Фактически в стране вводится ручное управление главами субъектов РФ по вопросам, связанным с проведением спецоперации, и их персональная ответственность для ускоренного принятия решений. Поэтому можно сказать, что проведение спецоперации сейчас – это уже дело каждого, в том числе и губернаторов, отсидеться уже никому не получится».
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Бастрыкин проверит историю с избиением школьника-инвалида в Екатеринбурге после материала ЕАНДыхание Урала: последний разговор с почетным гражданином Екатеринбурга Сергеем ДабаховымКто покупает Центральный рынок ОренбургаВ Ura ru сменилась властьГлавный синоптик Свердловской области дала прогноз на зимуСвердловскому медику позвонили из ФСБ через 15 минут после поиска экстремистских материалов