«Автомобилист» проводит первый полноценный сезон в новых стенах — на современной «УГМК-Арене», расположенной в самом центре Екатеринбурга. Переезд состоялся в марте 2025-го года и стал важным событием в истории свердловского клуба: команда попрощалась с легендарным «Уральцем», где почти полвека жили хоккей и болельщицкие эмоции.
ЕАН побывал в подтрибунных помещениях нового спортивного сооружения и увидел, как выстроена повседневная работа команды.
Спортсмены заходят на арену через отдельный вход, сразу попадая на паркинг, откуда проходят внутрь здания. Верхнюю одежду и костюмы они оставляют в гардеробе. Рядом — сушильная и прачечная, где готовят форму. У каждого хоккеиста три комплекта экипировки: тренировочный и два игровых — домашний и выездной.
«Ребятам из других команд рассказываю: можно даже в пижаме доехать из дома с парковки прямо сюда и поставить машину возле раздевалки, поесть, подготовиться к тренировке и пройти все необходимые процедуры. Все здесь создано для того, чтобы мы могли сосредоточиться только на игре», — отмечает форвард Анатолий Голышев.
Пройдя по коридору, игроки попадают в просторную раздевалку. В удобных шкафчиках спортсмены разместили свои вещи, а Кирилл Воробьев даже украсил его рисунками своих детей. Места для вратарей выделяются — они шире обычных, чтобы вместить объемную амуницию. В помещении есть телевизор, тактическая доска, в середине большой стол с необходимыми напитками и продуктами. Над столом висит большая панель с логотипом команды.
О целях напоминают прикрепленные изображения Кубка Гагарина.
При необходимости перекусить или полноценно пообедать спортсмены могут прямо отсюда подняться на лифте в расположенный выше ресторан — все продумано для удобства команды.
Напротив раздевалки расположена мастерская сервисменов — идеальное место для оперативной помощи. У каждого специалиста здесь свой уголок для работы. Николай Поспелов отвечает за заточку коньков. Он доводит лезвия до идеальной остроты, подстраивая их под стиль катания каждого игрока. Анастас Шумов занимается формой и амуницией: чинит экипировку, работает на швейной машинке и следит за каждой деталью. Вместе сервисмены слаженно следят, чтобы игроки могли сосредоточиться только на игре. Перед матчем они развешивают джерси так, «чтобы видеокамеры снимали красиво», аккуратно раскладывают экипировку. Если игрок получил новые коньки — формуют ботинок, чтобы он идеально повторял анатомию стопы.
«Мы постоянно взаимодействуем с игроками. Если кто-то попросил подточить конек или что-то поправить — все под рукой. Игроки должны думать только об игре, все остальное — наша задача. Мы понимаем друг друга по взгляду. На площадке бывает шумно, поэтому у нас есть свои жесты. По этим жестам сразу видно, кому что требуется. Не теряем время — в хоккее каждая доля секунды важна», — объясняет Анастас.
Заточка — отдельная наука, и предпочтения у всех разные. «Глубина желоба — это, по сути, глубина заточки, и она у каждого индивидуальная. Она определяется стилем катания. Кто-то предпочитает более жесткое сцепление со льдом, а кто-то — более свободный ход. Например, у Дани Романцева желоб почти отсутствует: лезвие практически прямое, и иногда ему приходится даже слегка притуплять. У Стефана Да Косты, наоборот, глубокий желоб — выраженная ложбина, потому что он любит максимально жесткое сцепление», — делится секретами Анастас Шумов.
Оборудование мастерской соответствует стандартам НХЛ, но есть и раритет — старая швейная машина.
«Этой машине порядка 50 лет. Я на ней с 1999 года. Это моя личная машинка, я ее в клуб принес. Раньше, до ее появления, шили вручную. На выезде и сейчас приходится шить вручную — у нас есть специальный чемодан с инструментами и нитками», — рассказывает он.
Мастерская обустроена по-домашнему: на стенах фотографии, среди которых кадры с мировыми звездами Павлом Дацюком и Александром Овечкиным, а также с екатеринбургской легендой Никитой Трямкиным.
«Для меня Никита Андреевич особенный. Я наблюдаю за ним с 18 лет. Видел, как он растет. Поэтому он у меня в одном ряду с Павлом Валерьевичем и Сашей», — говорит Анастас. В его планах здесь же разместить карточку с Анатолием Голышевым.
Рядом с мастерской находится просторная тренерская: рабочие столы, место для собраний, зона отдыха, монитор для тактических разборов.
«Здесь вообще все удобно. Большая комната, есть диван, телевизор, на котором игроки смотрят видеонарезки. Все находится на одном этаже — раньше было на двух, теперь проще», — отмечает главный тренер Николай Заварухин.
Неподалеку работают видеотренеры Артем Ширгазиев и Михаил Демидов. Они готовят разборы матчей, статистику и индивидуальные видеофрагменты.
«В предыгровой день я готовлю статистику по сопернику и видеоразбор по последним матчам команды, с которой нам предстоит играть», — рассказывает Артем Ширгазиев.
Во время матча специалисты располагаются на специальном балкончике первого яруса арены и в режиме реального времени формируют нарезки, взаимодействуя с тренером Алексеем Заварухиным. Их инструменты — камеры и ноутбуки с разноцветными кнопками, на которых подписаны номера игроков и игровые события.
«Определенный момент случился — я нажал, видео сохранилось в специальной папке. После первого–второго периода нарезки уже готовы. Главный тренер говорит, что нужно показать, и мы либо демонстрируем это в раздевалке, либо оставляем для общекомандного собрания», — объясняет Ширгазиев.
Медицинский штаб работает в современном кабинете, оснащенном для оперативной помощи и восстановления. Доктора Андрей Загороднев и Андрей Шипунов признаются: спортивный врач должен быть универсальным специалистом.
«Мы сталкиваемся вообще со всем… Врач спортивной команды — врач первой помощи, он должен ориентироваться практически во всех областях: от банальной травмы до урологии, неврологии, офтальмологии», — говорит Андрей Загороднев.
На стене — доска с информацией о травмированных и сроках восстановления, на столе — журнал всех обращений игроков, множество документов. Важнейшие препараты и средства первой помощи — все под рукой.
Медики проводят регулярные осмотры, анализы, дообследования, следят за динамикой состояния. «Если есть какие-то проблемы, мы ведем динамическое наблюдение — анализы, холтер и тому подобное», — добавляет Андрей Владимирович. Обязательны и углубленные обследования дважды в год. Также ведется фармакологический контроль по списку ВАДА.
Самым напряженным временем медики называют плей-офф. «Однозначно самый сложный период — плей-офф. Ребята работают более чем на 100%, сил тратят больше, а игры идут через день», — отмечает врач.
Восстановление проводится с применением современных аппаратов — GameReady, NormaTec, ударно-волновой терапии, а также холодных ванн, джакузи и криосауны, которые расположены в спа-зоне. Контроль состава тела ведется с помощью биоимпеданса (метод анализа состава тела, основанный на измерении его электрического сопротивления (импеданса) для определения количества жира, мышц, воды и костной ткани). Процедуры подбираются индивидуально. Часть нагрузки с врачами разделяют массажисты.
Ильшат Гайнуллин, Александр Белов и Павел Воложенинов начинают рабочий день раньше всех: готовят воду, зал и полотенца. Затем — поток растираний, разогрева и ручной работы с мышцами игроков. Просторный массажный кабинет позволяет обеспечить комфорт для каждой процедуры.
«Редкость, когда игрок приходит и у него ничего не болит. В основном приходится работать с ногами, спиной, иногда с руками», — говорит массажист Александр Белов.
Физнагрузки выстроены так, чтобы поддерживать тонус и предотвращать травмы. В распоряжении команды тренажерный зал с отдельными зонами для силовой подготовки, ОФП и координационных упражнений. Кроме того, есть современные велотренажеры, они стоят в зале неподалеку, и большая баскетбольная площадка, где можно провести разминку.
«Теперь у нас тренажерный зал, отдельный от кардиозала, и это очень удобно. Игровой зал стал больше — отлично подходит для разминки перед матчем: можно поиграть в футбол, побросать в кольцо. Все стало максимально комфортным», – отмечает голкипер Владимир Галкин.
В тренажерный зал, минуя душевые комнаты, можно пройти прямо из раздевалки. При этом он расположен так, что им могут пользоваться и другие команды. В холле установлено несколько тренажеров для гостей, чтобы им было удобно провести заминку сразу после игры.
Для занятий на льду предусмотрены две площадки — основная и тренировочная.
Арена легко трансформируется для баскетбола, концертов и массовых мероприятий — лед при этом не растапливают. Процесс занимает от 16 до 24 часов и требует работы около 25 человек.
«Лед закрывается специальным теплоизоляционным материалом. Получается как термос. Сверху укладывается паркет или сцена», — объясняет главный инженер Нариман Исаев.
За состоянием льда следит сервис-бригада из 12 человек. В их распоряжении две машины «Замбони» и другие инструменты для подготовки. Лед создают с нуля перед сезоном: требуется около 400 кубометров очищенной воды, работа занимает шесть дней. Перед матчами и во время игры поверхность обновляют несколько раз.
До ледовой площадки от раздевалки всего несколько шагов, так что команда выходит максимально быстро. По дороге хоккеисты разбирают клюшки. В отличие от «Уральца», команды больше не пересекаются: у каждой свой блок и отдельный выход на лед.
«Это, конечно, плюс. Особенно когда идет плей-офф: все злые друг на друга, эмоции могут перехлестывать, и тогда совместный выход может быть опасным. А пообщаться с друзьями, играющими в других командах, после игры мы всегда успеем», — делится Галкин.
У большинства приезжих команд новое спортивное сооружение оставляет самое благоприятное впечатление, и даже гостевые раздевалки периодически получают теплые отзывы.
«Раздевалка здесь такая же уютная и современная, как сам стадион, — все удобно. Среди новых стадионов гостевая раздевалка здесь точно входит в топ-3 лучших вместе с Омском и Питером на СКА-Арене», – говорит нападающий «Автомобилиста» Дмитрий Юдин.
На арене работают журналисты — связующее звено между командой и поклонниками. Благодаря их ежедневной работе болельщики становятся ближе к игрокам и самым ярким событиям на льду. Пресс-центр и зал для пресс-конференций расположены на нулевом этаже, на уровне внутренних помещений арены. Здесь организуются прямые включения после матчей, а тренеры отвечают на самые каверзные вопросы. Особенность конференц-зала — камера PTZ, которой удаленно управляют режиссеры трансляции, находящиеся в аппаратной за стенкой с окном. Операторы снимают только спикеров. В помещении есть комнаты для синхронного перевода, но пока их не использовали.
Под крышей «УГМК-Арены» расположен современный медиакомплекс из двух аппаратных. Отсюда управляют светом, звуком и картинкой, решая, как будет выглядеть предматчевое шоу и каким увидят матч зрители на трибунах и у экранов телевизоров.
Новая арена значительно технологичнее «Уральца». Количество экранов и светодиодных поверхностей выросло многократно, а значительная часть оборудования изготовлена специально под заказ. Площадь видеоповерхностей — более 750 кв. м. Видеокуб — второй по площади в КХЛ: его размеры составляют 240 кв. м. Для сравнения: в «Уральце» куб был около 80 кв. м.
«Мы шагнули вперед. В „Уральце“ такого не было. Здесь экранов в десять раз больше, свет мощнее, звук чище. И все это должно работать как единый организм», — поясняет специалист по мультимедийному оборудованию Павел Авдеев.
В первой аппаратной специалисты управляют светом, звуком, видеокубом и ледовой проекцией. Все системы объединены в единую цифровую архитектуру, синхронизированную по аудио- и видеосигналам. На льду задействованы 14 проекторов. Каждый отвечает за участок примерно 15×10 м, а добиться цельного изображения удается только благодаря филигранной настройке и синхронизации.
Точность требуется почти ювелирная: любое отклонение в долю секунды разрушает эффект. «Если по музыке бьет бочка, вспышка света и картинка на льду должны совпасть с этим ударом до долей секунды», — подчеркивает Авдеев.
Во второй аппаратной располагается команда телетрансляции — 11 человек, создающих картинку, которую увидит вся страна. За десятками мониторов работают режиссер, ассистент, режиссеры повтора, звукорежиссер, представитель КХЛ и другие специалисты.
«Мы ведем трансляции в соответствии с регламентом Лиги. Есть верстка — план работы от КХЛ. Он нужен, чтобы трансляции с любой площадки были одинаковыми и приятными для зрителей», — объясняет Павел.

Девять камер с операторами, шесть стационарных камер, оборудование в раздевалках и за воротами — все это объединено в единую систему. Сигнал с «УГМК-Арены» уходит напрямую в Останкино.
Так за кулисами матча рождается шоу, которое зрителям кажется естественным и легким, хотя за ним стоит огромная слаженная работа десятков специалистов и тонны высокотехнологичного и дорогого оборудования.
«Когда только запустились, было сложно — все новое и мощное. Но к марту мы вошли в ритм», — подытожил Павел Авдеев.
Так живет «Автомобилист» на «УГМК-Арене» — в пространстве, где каждый делает свое дело, а ежедневные привычные процессы ведут к общей цели.












































































































