Новая тарифная сетка за отопление для Екатеринбурга, опубликованная Региональной энергетической комиссией, спустя две недели по-прежнему вызывает вопросы. С одной стороны, власти заверяют, что вступление этого документа в силу не повлечет резкого роста цен за отопление. С другой, обычному человеку сложно разобраться, что скрыто за казенными формулировками документа. Специально для ЕАН член экспертного совета комитета по энергетике Госдумы Андрей Тенишев в авторской колонке разбирает кому, сколько и за что будут платить екатеринбуржцы с 1 декабря 2025 года. Далее редакция приводит текст эксперта.

«Еще в ноябре 2024 года мы говорили о том, какие плюсы и минусы есть у так называемого «метода альткотельной». Дело не в самом способе расчета тарифов, а в тех, кто его применяет. Если городские и региональные власти решили воспользоваться таким инструментом, то делать это надо крайне осторожно и взвешенно.
Опубликованный проект постановления о предельных ценах на тепловую энергию в Екатеринбурге — наглядный пример того, как этот метод кардинально может поменять отношения между потребителем и монополистом (Свердловским филиалом ПАО «Т Плюс» - прим. ЕАН).
Тепло перестает быть просто коммунальной услугой и превращается в механизм обязательного финансирования масштабных инфраструктурных проектов.
За сухими столбцами цифр и сложными методическими расчетами скрывается фундаментальный сдвиг: тариф все меньше зависит от стоимости ресурсов и все больше — от аппетитов инвесторов и политической воли региональных властей.
От операционных расходов — к инвестиционной составляющей
Традиционная логика подсказывает, что мы платим за ресурс: сожженный газ, ремонт, зарплаты сотрудников. Однако детальный разбор технико-экономических показателей для новых систем теплоснабжения в Екатеринбурге показывает иную картину.
Почти 50% итоговой стоимости тарифа — это не текущие расходы, а статья «возврат капитальных затрат». Потребитель в принудительном порядке будет финансировать строительство новых котельных и сетей через гарантированную норму доходности на вложенный капитал, которая в проектах доходит до 21%. Экономическая суть так называемого метода «альтернативной котельной» заключается именно в этом.
Риски и затраты на капитальное строительство, которые в рыночных условиях несет инвестор, здесь практически полностью перекладываются на конечных пользователей.
Жители города могут оказаться в роли заложников долгосрочных инвестиционных программ монополиста, не имея рычагов влияния на то, какие именно проекты и по какой цене реализуются.
Два ключевых вопроса: цена и эффективность
Возникают два фундаментальных вопроса, на которые действующая система не дает четких и публичных ответов.
Насколько обоснована цена инвестиций?
Методика расчета, формально соответствующая федеральным нормативам, содержит механизмы, завышающие расходы. Использование для расчетов среднемесячной зарплаты по Москве или средневзвешенной, а не актуальной, ставки ЦБ — экономически небесспорные приемы. Они искусственно увеличивают базу для расчета тарифа.
В условиях монополии, когда компания уверена, что все ее затраты будут компенсированы, исчезает стимул к их жесткой оптимизации. Потребитель может в итоге платить не минимально возможную, а просто фактически понесенную стоимость строительства, которая могла быть завышена.
В чем заключается эффективность этих инвестиций?
Модель гарантирует возврат средств и доходность на капитал, но не гарантирует достижения конкретных результатов для потребителя.
Компания получает деньги за сам факт вложений, а не за их итоговую эффективность. Можно построить объект с избыточной мощностью или по завышенной смете — и это все равно окупится через тариф.
При этом отсутствует прозрачная и публичная система аудита, которая бы показывала прямую связь между вложенными миллиардами и реальными улучшениями: насколько снизилась аварийность, сократились потери в сетях, выросла надежность.
Инвестиции рискуют превратиться в самоцель, а их полезность для рядового жителя останется за кадром.
Системные последствия для города
Такая модель тарифообразования закладывает под будущее Екатеринбурга несколько системных рисков.
Перманентный рост. Поскольку тариф жестко привязан к объему капитальных затрат, а у монополиста есть стимул к новым вложениям, создается самоподдерживающийся механизм подорожания. Планируемое повышение на 16% во втором полугодии 2026 года — лишь первый виток этой спирали. Даже при стабильных ценах на газ тариф будет расти за счет новой инвестиционной волны.
Социальная несправедливость. Проект закрепляет значительный разброс в тарифах для разных районов города. Жители домов, отнесенных к «дорогим» системам теплоснабжения, будут платить на 40–50% больше соседей. Эта дифференциация, обусловленная историческими, а не текущими причинами, становится персональным финансовым бременем, которое невозможно оспорить.
Снижение прозрачности и доверия. Сложность методик расчета, их недоступность для понимания неспециалистом превращает тариф в «черный ящик». Потребитель видит лишь итоговую сумму в квитанции, не понимая, за что именно он платит. Это закономерно порождает недоверие и социальное напряжение.
Благие цели и спорные средства
Модернизация изношенной инфраструктуры — насущная необходимость. Инвестиции в теплоэнергетику — это благо. Однако действующая система выбирает для достижения этой цели неоднозначные средства. Она отвечает на вопрос «как гарантированно вернуть деньги инвестору?», но игнорирует вопросы «почему цена этих инвестиций именно такая?» и «действительно ли они дают максимальный эффект для горожан?».
В результате благое дело модернизации рискует обернуться вечным инвестиционным сбором с жителей Екатеринбурга, который не стимулирует компании к эффективности, а лишь консервирует их монопольное положение.
Пока не будет найден механизм, увязывающий объем финансирования с измеримым результатом и обеспечивающий публичный контроль над обоснованностью затрат, тарифная ловушка будет лишь затягиваться сильнее».
Ранее департамент информационной политики Свердловской области подчеркивал, что указанные в документе РЭК области цифры не означают, что тарифы вырастут в обозначенных пределах. Для основного выгодополучателя — Свердловского филиала «Т Плюс» - установлен максимальный потолок, выше которого тарифы поднимать будет нельзя.
«Это не тариф, который будет применен в расчетах за тепловую энергию в отношении потребителей, включая население, а максимально возможный порог цены на тепловую энергию. Его установление связано с тем, что в соответствии с распоряжением правительства РФ Екатеринбург поэтапно переходит в ценовую зону теплоснабжения (ЦЗТ). Этот современный механизм, уже запущенный в других регионах России, позволяет более гибко управлять процессом обновления систем теплоснабжения и реализовывать инвестиционные проекты в сфере теплоснабжения, повышает ответственность единых теплоснабжающих организаций (ЕТО) за надежность и бесперебойность теплоснабжения», — отмечает департамент информационной политики региона.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора колонки.

В Екатеринбурге до Нового года резко поднимут предельный уровень тарифов на тепло15 октября в 12:01
