Одной из главных тем уходящей недели стал законопроект губернатора Свердловской области о новом порядке избрания глав муниципалитетов в Свердловской области. Денис Паслер внес его в законодательное собрание еще 14 октября, но региональный парламент приступил к его рассмотрению только на уходящей неделе, а принимать будет во вторник, 28 октября.
Шуму по этому поводу внезапно стало много: ряд акторов публичной политики Свердловской области, представляющих системную оппозицию, объявили о категорическом неприятии новой схемы. Что-то похожее было в 2014-м, когда на Среднем Урале отменяли прямые выборы мэров. Следующая волна пришлась на весну 2018-го, когда всенародное голосование за мэра отменяли в Екатеринбурге. И тогда, и сейчас системная оппозиция выступала против, но парламентского большинства «Единой России» всегда хватало для принятия решений. В 2014-м систему избрания мэров через конкурсную комиссию ввели во всех городах Свердловской области, кроме Екатеринбурга и Нижнего Тагила, а в 2018-м — повсеместно в регионе.
От повторения оппозиционных событий относительно уральской столицы региональное чиновничество подстраховано федеральными властями. Принятый в марте текущего года закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» своей статьей 88 прямо указал, что главу административного центра субъекта РФ выбирает местная дума из числа кандидатов, предложенных высшим должностным лицом субъекта.
То есть независимо от того, как проголосуют во вторник депутаты, в феврале 2026 года главу столицы Среднего Урала Екатеринбургская гордума будет выбирать из числа кандидатов, предложенных губернатором Денисом Паслером.
Будет ли губернатор предлагать гордуме действующего главу Екатеринбурга Алексея Орлова еще на один срок — пока неясно. На недавнем брифинге после заседания правительства на вопрос о судьбе екатеринбургского градоначальника Денис Паслер ответил с улыбкой, но уклончиво. «Алексей Орлов на сегодняшний день — законно избранный глава. В феврале заканчиваются полномочия. Я думаю, что у нас еще есть время все это обсудить, посмотреть. И после этого, соответственно, уже отвечать на эти вопросы», — пояснил журналистам губернатор.
Что касается судьбы выборов мэров остальных свердловских городов, подстраховки от Кремля здесь нет. Статья 19 все того же федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» предлагает региональным законодателям определиться из четырех вариантов: мэра можно избирать на муниципальных выборах; гордумой из числа депутатов гордумы; гордумой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией (так в Свердловской области — сейчас); гордумой из числа кандидатов, представленных губернатором (этот вариант и предлагает узаконить законопроект Дениса Паслера).
Главный тезис оппозиции — губернатор собирается сам назначать градоначальников. Оставим за скобками то, что и сейчас, при наличии конкурсных комиссий, мэров, не согласованных с главой региона, по факту не избрать. А единичные конфликты с избранием кандидатов-спойлеров фактически свидетельствуют о недоработках внутриполитического блока аппарата губернатора. К настоящему моменту, после известных событий с Олегом Чемезовым, политблок резиденции мобилизован и вряд ли допустит повторения таких инцидентов.
К слову, фактически предложенная Паслером схема — то же самое, что было с комиссиями, но просто с измененным порядком действий. Разница лишь в том, что с улицы кандидатом в мэры не станешь.
«В законе предусмотрены организации, кто вносит кандидатуры, после этого они попадают в созданную комиссию. Это ничем не отличается от предыдущей нормы: что там была комиссия и здесь будет сформирована комиссия, которая будет работать с кандидатами, с их программами, предложениями. И после этого будут готовиться материалы мне для внесения», – рассказал Денис Паслер.
Претендентов на пост главы губернаторам будут направлять парламентские партии, Общественная палата области, Совет муниципальных образований региона, а также Ассоциация развития местного самоуправления. После этого фактически та же конкурсная комиссия из действующего порядка должна рассмотреть предложенные кандидатуры и отдать «объективки» губернатору. Тот, в свою очередь, предложит местным депутатам не менее двух претендентов на пост мэра. А выбирать все равно будут депутаты гордумы.
По мнению политолога Алексея Шабурова, изменение механизма фактически влияет только на те единичные случаи, когда местные элиты не согласны с кандидатами, которых им предлагает область. В действующей редакции возможность сопротивляться есть на уровне конкурсных комиссий — были случаи (и не только в Свердловской области), когда комиссия несколько месяцев не могла принять решение.
Новая версия порядка избрания вроде бы удаляет из вопроса конкурсную комиссию (половину ее членов пока назначает местная дума), однако фактор «мятежной» думы — остается. В нашумевшей истории в Березовском именно дума, а не конкурсная комиссия, в пику областной власти избрала градоначальником кандидата-спойлера (потом ситуацию удалось купировать). В Дегтярске — именно дума, а не конкурсная комиссия выбрала мэром не назначенного Денисом Паслером врио главы, а другого кандидата. Более того, в обоих случаях гордума голосовала вопреки предложениям конкурсной комиссии.
В новой схеме местная дума, если решится на мятеж, будет противостоять уже не конкурсной комиссии, а напрямую губернатору. Однако, как гласит статья 12 Конституции РФ, у нас в стране признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. А органы МСУ в систему органов государственной власти не входят, хоть и включены в единую систему публичной власти.
На самом деле, самое большое смущение вызывает, почему системная оппозиция, особенно ее коммунистическое и социалистическое крылья, так категорически против нововведений.
Да, в марте текущего года их старшие товарищи из Госдумы голосовали против принятия уже несколько раз упомянутого федерального закона. Только несогласие с новыми нормами касалось в основном перехода на одноуровневую систему МСУ — то есть ликвидацию местных властей в городских и сельских поселениях. И тогда в федеральном законодательстве появился интересный тезис о возможности сохранения двухуровневой системы исходя из особенностей муниципалитетов. Вопросов избрания глав городов полемика при обсуждении законопроекта почти не касалась.
Действительно, КПРФ вряд ли могла высказываться против «советской системы». На протяжении всей советской эпохи действовал следующий принцип формирования муниципальной власти. Городские советы депутатов избирались населением. Они выбирали исполком и его председателя. Полномочия исполкомов включали управление экономикой, образованием, здравоохранением, а также социальные и культурные вопросы. А председатель горисполкома (фактический мэр города) становился первым лицом. Разница с современной моделью заключалась в том, что выбирал горсовет из одного кандидата (голосовали «за» или «против»), а в современной системе — из двух. Ну и срок полномочий председателя горисполкома был меньше — два с половиной года против сегодняшних пяти лет
Ломать советскую систему начал Борис Ельцин. На фоне политического кризиса 1993 года и принятия действующей Конституции провозглашалась не только политическая, но и материальная самостоятельность муниципалитетов. В 1995 году было закреплено, что местные органы власти должны были быть избраны населением. И тогда бывший председатель горисполкома, ставший главой города, внезапно стал не только ответственным за отопление и городские дороги, но и политической фигурой.
В этот период в Свердловской области и началось знаменитое противостояние мэрии города Екатеринбурга и региональных властей за сферы влияния. Не раз писал, что, по мнению большинства комментаторов, это были лучшие годы в постсоветской истории Екатеринбурга — самобытного и во многом самостоятельного экономического центра. Отмечу, именно в годы «войны города и области» в уральской столице была построена ветка метрополитена. А вот с начала «перемирия» вопрос новых станций подземки — только вечная тема для обсуждения в любых непонятных ситуациях.
Новая редакция регионального закона о выборах вроде бы устраняет любые потенциальные конфликты между областью и муниципалитетами и создает единую, управляемую вертикаль для реализации федеральных установок. Официальная цель — повышение эффективности и управляемости. Фактическая — минимизация политических рисков, невозможность появления альтернативных центров влияния и неподконтрольных фигур. Проще говоря, ситуация Березовского и Дегтярска не должна повторяться, поскольку фактически свидетельствует о вышеупомянутых недоработках политического блока губернаторской резиденции.
Денис Паслер по складу характера — лидер, а не технократ. Потому любые недоработки аппарата губернатора и правительства экстраполирует на свой счет, считает личной ответственностью, личным просчетом, своей ошибкой в управлении. Чтобы избежать возможных провалов, губернатор централизует систему управления регионом.
Теперь оперативный простор для маневра в местных думах сокращается. Любой мятеж будет адресован прямо Денису Паслеру, а значит, муниципальные депутаты должны будут фактически сопротивляться не «кандидату от области», а самому губернатору. «Ценник» на такое сопротивление, если интересантом мятежа станет местный бизнес, значительно вырастет.
Нельзя, конечно, обойти стороной, что пропаслеровский мэр будет ориентирован на отчетность перед Паслером, а не на решение проблем жителей. В долгосрочной перспективе это чревато ростом социальной напряженности. Однако здесь есть и вторая сторона медали: при такой жесткой централизации губернатор фактически становится главным актором любых социально-экономических процессов — и успехов, и неудач. С учетом развитости современных средств коммуникации спрятать реальные проблемы за красивой отчетностью станет сложнее — может вмешаться Александр Иванович Бастрыкин. Если, конечно, СМИ и соцсети не подведут.
Рассматривать законопроект Дениса Паслера о новом порядке избрания глав свердловских городов будут во вторник, 28 октября. После принятия законопроекта у местных дум будет около трех месяцев для приведения в соответствие с ним уставов своих муниципалитетов. У системной оппозиции просто нет шансов отклонить законопроект Паслера — голосов единороссов в заксобрании вполне хватает для принятия нормы, предложенной губернатором.
В любом случае избранные по действующей системе мэры свои сроки доработают. Если, конечно, не начнут уходить в отставку по собственному желанию или добиваться своими действиями отставок за утрату доверия губернатора.


