Если заморозить рост цен на топливо на уровне инфляции, то через несколько месяцев начнутся перебои с поставками и дефицит во всех регионах. Об этом «ФедералПресс» рассказала кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко.
По словам экономиста, идея Национального автомобильного союза ограничить рост стоимости топлива выглядит привлекательно для водителей, но опасно для рынка.
«Эффект для потребителей будет позитивным только в краткосрочной перспективе. Дело в том, что себестоимость переработки, логистика и налоги растут быстрее, чем индекс потребительских цен. В итоге образуется разрыв между экономически обоснованной и разрешенной ценой, а это прямой путь к дефициту топлива и сокращению поставок в нерентабельные регионы», — рассказывает Фальченко.
Она напомнила, что аналогичные меры уже применялись в 2018–2019 годах и тогда государству пришлось компенсировать нефтяным компаниям убытки через систему демпфера, чтобы не допустить остановки поставок.
На конец августа средняя цена бензина в России составила 62,08 рубля за литр, что на 6,38% выше начала года, в то время как инфляция за тот же период не превысила 4,18%. По данным на середину октября, годовая инфляция оценивается около 8%, а розничные цены на бензин держатся в диапазоне 58–65 рублей за литр.
Эксперт объясняет: даже при этих показателях розничный рынок работает на грани рентабельности.
«Оптовые котировки на Санкт-Петербургской бирже превышают 74 тыс. рублей за тонну по АИ-92. Это значит, что розница почти не зарабатывает и назвать нынешние цены “несправедливыми” нельзя. Они отражают реальную структуру издержек», — подчеркнула Фальченко.
Она уверена: рынок топлива сейчас работает в режиме ручного управления, и в условиях турбулентности это неизбежно.
«Главная задача государства — не фиксировать цены, а сглаживать колебания и обеспечивать предсказуемость. Оптимальной стратегией остается сочетание демпфера, гибкого налогового регулирования, прозрачных биржевых механизмов и точечных логистических мер», — заключила экономист.
Сейчас на рынке действует комплекс антикризисных мер, которые помогают удерживать цены от скачков. Среди них запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2025 года, мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу и обязательные биржевые продажи топлива.
С 1 октября правительство сохранило выплаты нефтяным компаниям в полном объеме до мая 2026 года, чтобы предотвратить сокращение производства. Также обсуждается повышение норматива биржевых продаж бензина с 15 до 17%, что должно повысить прозрачность и ликвидность рынка.

Дефицит бензина докатился до УрФО: как устроен рынок топлива и при чем тут дроны 7 октября в 15:30
