[18+]
26 сентября 2025 в 17:55

Кто в Свердловской области будет куратором выборов в Госдуму в 2026 году: колонка шеф-редактора ЕАН

Олег Чемезов отправлен в отставку с поста вице-губернатора Свердловской области
© ЕАН / Денис Паслер получает бюллетень на выборах
Подзаголовком колонки прошлой недели была фраза о том, что судьба политического заместителя нового губернатора Свердловской области пока не ясна. Как показал вчерашний вечер, Денис Паслер таких недосказанностей не любит. Поздним вечером четверга, 25 сентября, губернатор Свердловской области отправил вице-губернатора Олега Чемезова в отставку. Официально — по собственному желанию. Фактически…
Рассуждать о реальных мотивах Дениса Владимировича не стану. Однако о вероятной отставке Чемезова начали активно говорить после внимательного анализа результатов выборов губернатора Свердловской области. Целый ряд ключевых муниципалитетов Среднего Урала показали пресловутое «низкое качество» голосования. В результате оргвыводы должны были последовать.
Одним из первых «в народное хозяйство» был отправлен глава Красноуфимска Михаил Конев (сегодня бывшего мэра задержали). Именно этот муниципалитет продемонстрировал и низкую явку, и одновременно низкую поддержку Паслера.
Поскольку по негласным политическим законам пропорциональность должна быть обратной - чем ниже явка, тем выше качество голосования, напросился понятный вывод — мэрия муниципалитета компрометирует систему публичной власти. К выборным недоработкам Михаила Конева добавили и уголовное дело о мнимом трудоустройстве спикера гордумы муниципалитета в городской администрации. В результате произошла замена главы Красноуфимска.
Но при чем тут Чемезов? Дело в том, что оперативная работа с муниципалитетами, определение баланса настроений, понимание запросов и, как следствие, формирование текущих политических задач для достижения необходимых результатов выборных кампаний — одни из главных целей куратора внутренней политики региона. На пресс-конференции после выборов Олег Леонидович попытался нивелировать негативное впечатление о недостаточно эффективной работе с муниципалитетами. Он сказал, что в больших городах несколько иной характер требований населения к качеству жизни, а Красноуфимск — место активной кампании против Паслера.
При этом чиновник полагал, что сможет сохранить пост и исправить эту тенденцию. Однако против Чемезова сыграл иск Генеральной прокуратуры РФ.
Надзорный орган требует передать государству компании и имущество, связанные с бизнесменами Алексеем Бобровым и Артемом Биковым, в том числе 100% акций АО «Облкоммунэнерго» в Свердловской области и доли примерно еще в 80 компаниях Урала и Западной Сибири. Вице-губернатор Свердловской области оказался в числе ответчиков по данному иску — у него даже арестовали счета. А фактическая жена Чемезова Ирина (официально они разведены, но и сам бывший вице-губернатор, и Ирина Юрьевна говорят о своих семейных отношениях в настоящем времени), ко всему прочему стала фигурантом дела о мошенничестве и была помещена под домашний арест.
В результате к четвергу, 25 сентября, тучи над Чемезовым сгустились окончательно. И, несмотря на то, что еще утром этого дня он сопровождал губернатора Свердловской области на заседании законодательного собрания, поздним дождливым вечером Олег Леонидович вице-губернатором быть перестал.
Пытаясь сохранить реноме, он почти сразу объявил, что уход из чиновников — его личная инициатива, что «выборы проведены и пришло время заняться семейными вопросами». В итоге уже на второй неделе полноценного губернаторства Дениса Паслера в Свердловской области у него нет полноценного куратора внутренней политики.
Чиновники, ответственные за политические вопросы, в постсоветской истории Свердловской области были с самого начала новой эпохи. Во времена Эдуарда Росселя его председатель правительства Алексей Воробьев отвечал за эффективное взаимодействие с муниципалитетами. Занимавший разные должности в аппарате Росселя Анатолий Гайда отвечал за идеологическую составляющую внутренней политики — фактически был главным политтехнологом областной власти. Отношения между Алексеем Петровичем и Анатолием Войцеховичем не были простыми: иногда они даже открыто конфликтовали и мерились степенью влияния на Росселя и очень различались в подходах к решению политических задач.
Эдуард Эргатович умело балансировал — приводил подходы Воробьева и Гайды к общему знаменателю и получал вполне качественный результат. После назначения руководителем администрации губернатора Свердловской области Александра Левина методы Алексея Воробьева начинали ставиться под сомнение. Это совпало и с изменением подходов к «политической» работе власти во всей стране. С усложнением информационного поля, появлением новых политических технологий появилась потребность сосредоточения такой деликатной работы в одних руках. Поэтому внутренняя политика оказалась сконцентрирована в руках руководителя администрации губернатора. Левин успешно справлялся с этой работой вплоть до отставки Эдуарда Росселя, вслед за которым ушел и сам.
Итак, функционал регионального «политического» куратора: высокий статус, прямые контакты с губернатором, решение вопросов в Москве, высокий авторитет для региональных элит. Еще одна важная характеристика — личная преданность губернатору и его доверие. Причиной отставки с поста «политического» зама в 2018 году Владимира Тунгусова стало то, что в выборной кампании 2018 года он проявил самостоятельность. Тунгусов оказался лишен возможности согласовать с губернатором отдельных персон в гонке за мандаты депутатов Екатеринбургской гордумы. В результате было объявлено, что политический зам ведет свою собственную игру. За этим последовала отставка Владимира Тунгусова и его уход из свердловской публичной политики.
Следующим после Тунгусова политическим замом стал Сергей Бидонько. Его задачей была организация качественной и «правильной» кампании по выборам в Госдуму и законодательное собрание. Однако к началу выборного 2021 года произошло значительное усиление другого заместителя Евгения Куйвашева. Как следствие, после кампании Бидонько ушел на списочное место в Госдуму, а вице-губернатором стал Олег Чемезов.
Он отличался своим категоричным подходом в применении сил и средств для достижения целей внутренней политики. Однако в его деятельности отличительной особенностью стала степень его вовлеченности в процессы в зависимости от личного интереса к результату.
То, что в 2018-м вменялось в вину Владимиру Тунгусову, стало считаться уникальной особенностью Олега Чемезова.
Принципиальная разница двух этих политиков — мнение о них Евгения Куйвашева. Если Тунгусов по умолчанию был «под подозрением», то у Чемезова почти всегда были развязаны руки. Как будто была у Олега Леонидовича бумага от кардинала Ришелье «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства». Причины такой избирательности мнения Евгения Куйвашева, вероятно, в том, что Чемезов был выходцем из того же политического клана, к которому относят и самого бывшего губернатора Свердловской области. После переезда в столицу генерального секретаря «Единой России» Владимира Якушева, отставки Евгения Куйвашева в марте 2025 года с поста губернатора выходцы из тюменской политики в Свердловской области оказались под сильным давлением. Для Олега Чемезова свердловский карьерный трек закончился 25 сентября.
Утром пятницы, 26 сентября, появился актуальный вопрос: кто следующий?
Кто будет фронтменом от исполнительной власти Свердловской области во вторых по значимости выборах страны? Кто обеспечит губернатору Паслеру грамотную и эффективную работу с муниципалитетами, обделенную вниманием Олега Чемезова при Евгении Куйвашеве?
Такой вывод о состоянии работы с властями городов региона можно сделать из целого ряда провальных для власти выборов мэров и не самых выдающихся результатах на выборах Дениса Владимировича. Кто сможет организовать работу со спонсорами кампании в Госдуму и заксобрание, следить за бюджетом кампании, определить задачи для СМИ, договориться с представителями общественности, бизнеса, партий?
Кто разведет по разным округам внутрипартийных соперников, убедит снять свою кандидатуру несистемных политиков, подберет для нужных кандидатов авторитетных доверенных людей? Кроме того, кто устроит Кремль?
Днем пятницы на уровне полушепота появились сразу три потенциальных кандидата в политические замы Дениса Паслера. Двое из них — вице-спикеры регионального заксобрания, «созданные» Денисом Паслером как политики, а третий — близкий лично Денису Владимировичу депутат Госдумы, правда, представляющий в парламенте Оренбургскую область. Впрочем, со свердловской публичной политикой его тоже многое связывает.
Одним из первых кандидатов в кураторы внутрипола назвали руководителя свердловского исполкома «Единой России», первого заместителя председателя законодательного собрания Свердловской области Дмитрия Жукова. Он, как и Паслер, с севера Свердловской области. Родился и окончил школу в Серове. Его отец был начальником участка на металлургическом заводе, мать – главным бухгалтером на ферросплавном.
В областной политике он начал светиться 15 лет назад. На выборах 2011 года Жуков выдвигался от «Справедливой России». Он получил непроходные места в списке «эсеров» и в Госдуму, и в заксобрание. Уже через несколько месяцев он возглавил партсписок на выборах в думу Серова и стал депутатом. В 2013 году появились слухи о возможном переходе Жукова в «Единую Россию». Причем одним из главных действующих лиц той истории стал Денис Паслер, работавший тогда свердловским премьером.
К 2016 году Дмитрий Жуков стал единороссом. Он победил на праймериз бывшего мэра Серова Владимира Анисимова и стал кандидатом в заксобрание. В 2019 году он возглавил исполком свердловского отделения «Единой России» – практически сразу после назначения вице-губернатором другого северянина, Сергея Бидонько. Тень на репутацию Жукова в глазах Паслера могла бы бросить его пламенная речь на выдвижении Евгения Куйвашева в губернаторы в 2022-м году.
Объявленный спарринг-партнером выдвигавшегося губернатора, Дмитрий Геннадьевич прямо со сцены объявил, что сам будет голосовать за Куйвашева. По оценкам ряда комментаторов, эта преданность высшему должностному лицу и стала основанием для карьерного роста Жукова в заксобрании: чуть больше месяца прошло после перевыборов Куйвашева в губернаторы, и его спарринг-партнер стал первым заместителем спикера регионального парламента.
Кампанию кандидата Паслера в 2025-м Жуков вел активно. Северные территории региона показали высокое качество голосования. Потому его кандидатуру на пост нового вице-губернатора сбрасывать со счетов не стоит.
Михаила Клименко, руководителя общественной приемной «Единой России», тоже вице-спикера свердловского заксобрания, в качестве кандидата на пост вице-губернатора назвали позднее его коллеги Жукова. Наложилось то, что ряд telegram-каналов уже полгода называют его следующим председателем законодательного собрания. Клименко родился в Челябинске, но затем семья переехала в Свердловск-Екатеринбург, где его отец Николай Клименко возглавил свердловское отделение РОСТО (ныне ДОСААФ).
Будущий политик закончил УрГЭУ и даже защитил диссертацию по экономике. В 2005 году аспирант впервые попробовал себя в политике: он выдвинулся в думу Екатеринбурга, но набрал лишь 5% голосов. В 2016 году Клименко выиграл праймериз «Единой России» в заксобрание по Кировскому району Екатеринбурга, опередив даже ректора УрФУ Виктора Кокшарова. По некоторым данным, и его, как и Дмитрия Жукова, на выборы «благословил» председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.
В заксобрании созыва-2016 Клименко стал зампредом бюджетного комитета. Параллельно он сделал большую партийную карьеру: в 2017 году депутат вошел в областной политсовет «Единой России», а в 2018-м курировал выборы в думу Екатеринбурга. В 2019 году он стал вице-спикером, членом президиума политсовета и руководителем общественной приемной партии. Его возможное назначение на пост вице-губернатора не помешает ему впоследствии возглавить заксобрание, если такой замысел действительно имеет место. Работа политическим замом главы региона в свое время не помешала Сергею Бидонько стать депутатом Госдумы.
Коллега Сергея Бидонько Олег Димов избрался в Госдуму от Оренбургской области. Более того, в бывшем регионе Дениса Паслера он занимает пост секретаря регионального отделения «Единой России». Он стал лидером партии в Оренбуржье еще в 2016 году, когда являлся зампредседателя областного парламента. На фоне общероссийского тренда, когда секретарями региональных отделений принято избирать губернаторов, приезд Олега Димова на пост вице-губернатора Свердловской области позволит решить такую задачу для Евгения Солнцева.
К слову, в начале совместной работы с губернатором Оренбуржья весной текущего года у Димова и Солнцева отмечалось некоторое недопонимание.
Проверкой для Олега Димова стали выборы в Оренбургский горсовет, которые он вполне успешно провел: квалифицированное большинство в горсовете теперь у «Единой России» (32 депутата из 40). Это показывает профессионализм Димова как политического технолога, который вполне мог бы быть востребован на посту вице-губернатора Свердловской области.
Кроме того, фактически Олег Димов в Свердловской области связан только с одним региональным политиком — губернатором Денисом Паслером. С ним они совместно работали в Оренбуржье. Тот факт, что Димова связывают близкие отношения с еще двумя свердловскими публичными политиками, погоды не делает. Один однокурсник Димова — сенатор РФ Виктор Шептий, другой — депутат Госдумы Максим Иванов. Они в конце 80-х годов прошлого века окончили Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября. И Шептий, и Иванов, являясь федеральными парламентариями, в число полноценных акторов региональной политики не входят. Кроме того, в оппозиции Денису Паслеру они никогда замечены не были, более того, фактически являются членами его команды.
Лояльность вице-губернатора главе региона всегда важнее лояльности даже Кремлю. Все-таки «до Москвы далеко», а шеф – рядом. И именно он нанимает на работу.
Все три названные персоны Паслеру в этом смысле подходят. Двоих он фактически создал как политиков, а с третьим много лет проработал в тесной связке в неродном Денису Владимировичу регионе.
Однако сбрасывать со счетов фактор Кремля не стоит. Впрочем, в тех случаях, когда высшая власть кому-то настоятельно «рекомендует» назначить на должность политического зама того или иного человека, то возможности его могут быть – в случае конфликтных отношений с местной элитой – весьма ограниченными. Поэтому желательно, чтобы он был искусным дипломатом, учитывающим многообразные интересы, а не самодуром, лезущим напролом, ломающим людей.
Важно одно: сильной и эффективной внутренняя политика в Свердловской области была, лишь когда окончательное решение принимал глава региона. Нелюбовь Дениса Паслера к недосказанностям, о которой говорилось выше, намекает, что скоро ответы на вопрос о персоналиях будут даны.
ЕАН/ Коллаж портретов Дмитрия Жукова, Михаила Клименко, Олега Димова и неизвестного кандидата
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты