Стала известна позиция «Облкоммунэнерго» по претензиям Генпрокуратуры о незаконной приватизации предприятия. Суд по иску ведомства начнется сегодня, 22 сентября, в Ленинском суде Екатеринбурга.
Генпрокуратура требует вернуть государству активы этого предприятия и еще нескольких десятков из периметра влияния бизнесменов Артема Бикова и Алексея Боброва. С точки зрения юристов «Облкоммунэнерго», приватизация была проведена строго по закону, а само решение стало ключевым фактором в сохранении и развитии предприятия. В отзыве по делу говорится, что на протяжении долгих лет ГУП СО «Облкоммунэнерго» работало в убыток и себе, и региону. Тарифные источники не покрывали даже операционные расходы, не говоря уже о ремонтах, модернизации и реконструкции оборудования. Предприятие балансировало на грани банкротства, что исключало возможность привлекать кредиты и рыночные заимствования.
В этих условиях правительство Свердловской области в 2011 году инициировало приватизацию госпредприятия, тогдашнему руководству был поручен поиск частного инвестора. Постановление №1271 от 28 сентября 2011 года подписал председатель правительства региона А. Л. Гредин.
Процедура была полностью законной: имущество включалось в приватизацию строго по итогам инвентаризации. Объекты, приватизация которых по закону была невозможна, в перечень не попадали.
«Учитывая все требования, наиболее оптимальной была признана модель привлечения частных инвестиций посредством реорганизации ОАО «Облкоммунэнерго» путем слияния с другим юридическим лицом. Международная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers («ПрайсвотерхаусКуперс Лигал СНГ Б.В.»), которая входит в Большую четверку крупнейших аудиторских фирм в мире, в своем заключении от 22.12.2014 г. подтвердила юридическую чистоту выбранной модели, а также соответствие данного варианта действующему законодательству Российской Федерации и Свердловской области», - уточняется в документах.
Особо в материалах дела говорится, что не соответствует действительности утверждение о том, что бывший руководитель предприятия Смирнов Н. Б. якобы «самовольно определял состав имущества». Все решения принимались на основании нормативных документов. «Продление сроков приватизации также утверждалось исключительно постановлениями председателей правительства региона — А. Л. Гредина и позднее Д. В. Паслера. Ни Смирнов, ни бывший министр энергетики А. В. Пьянков таких решений не принимали». - говорится в деле.
Позже все этапы преобразования прошли судебную проверку. Инстанции подтвердили: слияние ПАО «Облкоммунэнерго» и ПАО «Облкоммунэнерго Инвест» соответствовало как федеральному законодательству, так и интересам Свердловской области.
В результате объединения в уставный капитал компании были внесены активы рыночной стоимостью более 2,1 млрд рублей. Взамен Свердловская область получила эквивалентный пакет акций, рыночная стоимость которого за последующее десятилетие выросла почти в четыре раза — с 710 млн до 2,675 млрд рублей.
В компании подчеркивают, что имущество, внесенное в уставный капитал, всегда оставалось собственностью компании и никогда не выводилось. «А значительная часть используемого сегодня имущества вообще изначально принадлежала Свердловской области и эксплуатировалась по договорам аренды и концессии», - указывают юристы.
В компании считают, что именно приватизация открыла компании доступ к инвестициям и позволила преодолеть хронические долги. Уже к 2016 году новое «Облкоммунэнерго» рассчиталось с «Газпромбанком» и полностью погасило просроченную задолженность перед «Уралсевергазом» в размере более 426 млн рублей.
Сегодня предприятие — один из крупнейших игроков коммунальной энергетики региона. «Облкоммунэнерго» обеспечивает передачу электроэнергии и технологическое присоединение в 185 населенных пунктах Свердловской области. По состоянию на 30 сентября 2024 года рыночная стоимость активов «Облкоммунэнерго» составила 10,7 млрд рублей — почти пятикратный рост по сравнению с моментом приватизации. То есть приватизация, с точки зрения компании, помогла превратить убыточную компанию в опорного игрока коммунальной энергетики Свердловской области.
ЕАН рассказывал, что Генпрокуратура считает иначе. В иске говорится о нарушении законодательства о противодействии коррупции, а группа компаний «Корпорация СТС», бенефициарами которой выступают проживающие в Австрии Биков и Бобров, монополизировала генерацию и поставку электроэнергии, водоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами на территории УрФО. В связи с этим корпорация имеет стратегическое значение для энергетической безопасности страны.
Генпрокуратура требует передать в доход РФ акции АО «Облкоммунэнерго» (75%), принадлежащие АО «СУЭНКО», а также акции и доли еще в 80 компаниях. Ответчиками по антикоррупционному иску стали бывшие министры Свердловской области по государственному имуществу Алексей Пьянков (в 2012 - 2016 годы), энергетике и ЖКХ Николай Смирнов (в 2011 - 2025 годы). В надзорном ведомстве считают, что благодаря последним Биков и Бобров получили контроль над бывшим государственным унитарным предприятием «Облкоммунэнерго».

Кого затронет национализация активов Бикова и Боброва: в деле 101 «третье лицо»19 сентября в 12:46
К национализации «Корпорации СТС» привлекают детей бизнесменов и чиновников19 сентября в 15:51
Что за «Корпорация СТС», акции которой требует вернуть государство15 сентября в 17:35
