В минувший вторник, за четыре часа до инаугурации избранного губернатора Свердловской области Дениса Паслера, его политический заместитель Олег Чемезов дал пресс-конференцию. Человек, которого СМИ называли главным администратором кампании победителя выборов, рассказал об основных политических вызовах прошедшего полугодия (новый руководитель появился у Чемезова в конце марта).
Вице-губернатор оценил итоги выборов позитивно. Особенно он упирал на абсолютные цифры: и действительно, явка в 2025-м была выше — 1 млн 254 тыс. 577 избирателей (в 2022-м — 940 тыс. 546), и результат победителя, если считать его не в процентах, а в избирателях, вырос на 187 тыс. голосов (Евгений Куйвашев в 2022-м набрал 618 тыс. 617 голосов, а Денис Паслер в 2025-м — 805 тыс. 868).
Итоги превзошли электоральный прогноз ВЦИОМа, причем значительно, потому победителей не судят. И если Чемезов действительно был главным режиссером победы Дениса Паслера, то эти выборы вполне можно зачислить в плюс свердловскому вице-губернатору.
На пресс-конференции во вторник Олег Чемезов не стал отрицать и явных неудач кампании. Вице-губернатор подчеркнул, что общие настроения в стране сыграли роль.
«В крупных промышленных городах большая зависимость от внешних факторов. В них большие запросы, и мы в них не всегда попадаем», – прокомментировал Чемезов низкую явку. Однако о том, что в ряде крупных муниципалитетов слегка хромает и качество голосования, вице-губернатор деликатно умолчал. Тезисы Чемезова затронули только Красноуфимск, о котором спросил ЕАН, - там за Паслера проголосовали всего 47% избирателей. По словам политадминистратора, против Дениса Паслера была развернута целая кампания.
Вице-губернатор уверен, что оппозиционные депутаты местной думы выдавали много негативной информации, работали в социальных сетях. «Я пытался с ними разговаривать, но на диалог они не пошли», – уточнил Чемезов.
Досрочные выборы губернатора Свердловской области много раз называли генеральной репетицией перед второй по значимости федеральной кампанией. Через год стране выбирать новый созыв Госдумы, а Свердловской области - еще и региональное законодательное собрание. И если показатели выборов Паслера — это лакмус настроений перед определением составов законодателей области и страны, то надо что-то делать.
Вместе с политологами ЕАН провел статистический анализ победы Дениса Владимировича. И оказалось, что промышленный пояс опорного края державы (за редким исключением благополучных территорий, где люди чувствуют заботу) — территория сомневающихся.
Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Первоуральск, Горноуральский муниципальный округ, Качканар и Асбест показали результат Паслера в «красной зоне». От 49 до 59,59% избирателей этих муниципалитетов согласились, что Паслер, назначенный президентом РФ Владимиром Путиным, достоин быть главой региона. При этом явка в этих муниципалитетах вполне нормальная, а вот качество голосования пострадало.
Административная мобилизация, когда работников промышленных предприятий организовали для голосования, но не обеспечили содержательным подходом, сыграла в минус главному кандидату. Агитация избирателей не была компенсирована объяснением, почему именно Паслера стоит выбрать губернатором. Кроме того, нельзя исключать и элементарного духа противоречия работяг с промышленных предприятий: их агитируют, но к ним нет этого традиционного теплого отношения, которым славились все кандидаты-новички на свердловских выборах.
Кандидат в губернаторы промышленной Свердловской области должен любить работяг.
Недостаточно быть политиком, который много лет назад начинал свою работу шахтером. Недостаточно надавить на алюминиевых магнатов и потребовать повышения зарплат на заводах. Недостаточно перерегистрировать крупнейшее металлургическое предприятие Нижнего Тагила и Качканара в Свердловской области.
Все это на самом деле очень далеко от самого работника завода. Да, он сделает скидку на то, что полжизни назад Денис Паслер начинал на шахте, но вот только последние 20 лет он в бизнесе и в политике. Рядовому работнику завода непонятен дальний экономический эффект от того, что «Евраз» будет платить налоги на Среднем Урале, — налоги промышленного гиганта непосредственно в карман работяги не падают.
А вот личное отношение и теплый контакт политадминистраторы могли бы и обеспечить.
К сожалению, в кампании Дениса Паслера как такового тепла не было. Когда Денис Владимирович только вернулся в родную свердловскую гавань, ЕАН писал, что его агрессивный, боевой характер приходится по душе уральцам.
Я далек от мысли, что этот тезис нашего издания стал одной из мотиваций Паслера - кандидата в губернаторы. Штаб Дениса Владимировича наверняка должен был понимать, что обычная жизнь, в которой «уберите телефоны» - это очень по-уральски, и выборная пора, где кандидат-новичок должен понравиться своему избирателю, - это две большие разницы. А для работяг нужно было еще что-то совершенно личное. Такое, что позволило бы рядовому металлургу с НТМК сформулировать для себя понимание, что Паслер - его кандидат.
Нельзя исключать и возможных неявных и неочевидных пока проблем в промышленном поясе Среднего Урала. Вероятно, работники нашего индустриального сектора ловят сигналы о том, что экономика вошла, как любит говорить глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в период охлаждения. Особенно на фоне резко сменившейся риторики о том, что кадровый дефицит, о котором постоянно говорят политики через СМИ, не вполне натуральный. Кроме того, несмотря на официальные цифры инфляции, которые кажутся вполне приемлемыми, по факту цены растут значительно сильнее и быстрее. Самый ходовой у работяг 92-й бензин вплотную приблизился к цене 60 рублей за литр, а на некоторых заправках даже перешагнул эту отметку. А им, работягам, нужно ездить на приусадебный участок - картошку копать.
Наталья Васильевна Зубаревич отмечает, что у российской оборонки (а множество предприятий индустриального Среднего Урала заточены на оборонку) все еще некоторое время будет хорошо в контексте СВО, однако даже один из главных флагманов этого сектора, Уралвагонзавод, почему-то не суперактивно поддерживает Паслера.
Дзержинский район Нижнего Тагила - Вагонка - дает Денису Владимировичу 55% голосов. И примерно в этом же тренде большинство свердловских ЗАТО, и даже военные из поселка Уральский.
Если вновь вернуться к мысли о репетиции Больших выборов — 2026, то ситуация становится опасной. Поскольку избранный губернатор Свердловской области Денис Паслер совмещает должность высшего должностного лица региона с постом секретаря регионального отделения «Единой России», излишняя многопартийность вряд ли может его устраивать. Более того, на выборах свердловского партийного лидера он озвучил перед своими товарищами поставленную Кремлем задачу — дать 100-%ный результат «Единой России» в одномандатных округах. Потому для Дениса Владимировича кампания в Госдуму и региональное заксобрание станет еще одной проверкой на прочность.
Однако помимо выборов у губернатора никуда не исчезнут текущие задачи по управлению опорным краем державы. А значит, ему нужно будет доверенное лицо, которому можно будет делегировать оперативное управление выборной кампанией в Госдуму и заксобрание.
Устроит ли его действующий и. о. вице-губернатора Олег Чемезов в такой роли? Тем более в контексте появившейся сразу после выборов главы региона истории с деприватизацией «Облкоммунэнерго».
Сам Олег Леонидович на пресс-конференции во вторник демонстрировал уверенность в продолжении своего карьерного трека на занимаемой должности. Более того, по данным ЕАН, за него даже просят некоторые федеральные чиновники. В то же время в политических кругах обсуждается то, к какому политическому клану относится Олег Леонидович. Родившийся в Свердловской области, он тем не менее большую часть своей карьеры сделал в «тюменской матрешке», потому многие уверенно причисляют его к группе Сергея Собянина. Но нового свердловского губернатора Дениса Паслера эти комментаторы позиционируют как активного антагониста «тюменского клана».
Многие политологи, с которыми общался ЕАН, оценивают Чемезова как эффективного политадминистратора. Президент РАСО Евгений Минченко вообще публично высказывает восхищение работой свердловского вице-губернатора и адресует ему слова поддержки в ситуации с претензиями Генпрокуратуры в его адрес. Опрошенные ЕАН эксперты полагают, что в контексте оперативных задач, которые стоят непосредственно перед губернатором Свердловской области Денисом Паслером, его «клановый антагонизм» может отойти на второй план. Контракт с Чемезовым вполне может быть продлен, ведь губернатор уже принял решение оставить в своем новом правительстве «тюменца» Алексея Кузнецова (почти сразу после инаугурации он внес его кандидатуру на согласование с заксобранием на пост замгубернатора-министра по управлению госимуществом).
Другое дело, что Паслер сможет сформулировать четкие и конкретные задачи и постоянно отслеживать их выполнение Чемезовым. В случае, если что-то пойдет не так, поможет Москва. В telegram-каналах уже начали появляться сообщения, что у начальника управления президента Российской Федерации по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александра Харичева есть предложения о кандидатах на пост политического вице-губернатора Свердловской области. Кадровые решения о своем политическом заместителе — его назначении или освобождении от должности — губернатор Свердловской области оформляет собственными указами без согласования с политическими акторами региона. А страховкой от возможного «бунта Чемезова» будет тот самый дамоклов меч Генеральной прокуратуры, назначившей Олега Леонидовича ответчиком по делу «Облкоммунэнерго».


