[18+]
15 августа 2025 в 15:02

Усадьба Расторгуевых-Харитоновых в Екатеринбурге: что увидел прокурор. Репортаж ЕАН

Прокурор Екатеринбурга проверил усадьбу Расторгуевых-Харитоновых
© ЕАН
И. о. прокурора Екатеринбурга Артем Варданян провел выездную проверку объекта культурного наследия — усадьбы Расторгуевых-Харитоновых (Дворец пионеров). Внимание прокурора было сосредоточено на состоянии памятника архитектуры и необходимости его реставрации. За тем, как Артем Варданян в компании ответственных лиц осматривал здание-символ Екатеринбурга, наблюдал шеф-редактор ЕАН.
История с усадьбой Расторгуевых-Харитоновых продолжается уже не первый год. Объект считается одной из важнейших и ярчайших достопримечательностей Екатеринбурга. Архитектурный ансамбль памятника, строительство которого началось в конце ХVIII века, включает в себя уникальный парк, расположенный в одном из самых живописных мест исторического Екатеринбурга, и непосредственно «усадьбу Расторгуевых-Харитоновых». Объект находится в федеральной собственности: усадьба закреплена на праве оперативного управления, а земельный участок — на праве постоянного бессрочного пользования за Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК).
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
С 2012 года уже три мэра Екатеринбурга пытаются добиться передачи комплекса на Вознесенской горке в собственность Екатеринбурга. Александр Якоб (возглавлял администрацию уральской столицы в 2010 - 2018 гг.), Александр Высокинский (2018 - 2020 гг.) и Алексей Орлов (2021 г. — н.в.) обращались в Министерство культуры РФ с просьбой произвести трансферт прав собственности на здание-памятник, однако федеральное ведомство отвечало, что это нецелесообразно.
Однако вопрос права собственности вторичен, важно другое — на протяжении многих лет усадьба Расторгуевых-Харитоновых ветшает, а действующий собственник и его уполномоченный представитель - АУИПИК - не торопятся приступать к реконструкции здания-памятника. Летом 2012 года к процессу борьбы за состояние комплекса впервые подключилась прокуратура Свердловской области. Она оштрафовала АУИПИК за халатное отношение к подведомственному комплексу. Состояние объекта было сочтено неудовлетворительным: с фасадов обвалились штукатурка и краска, повреждена балюстрада на балконе. Во дворе усадьбы обнаружили мусорную свалку. За прошедшие 13 лет мало что поменялось.
В 2025 году тревогу по поводу вероятной утраты одного их символов Екатеринбурга забил депутат Екатеринбургской городской думы Сергей Козлов. Он вернул на повестку вопрос о передаче комплекса муниципалитету.
В этот раз федеральный Минкульт был не так категоричен. Слово «нецелесообразно» трансформировалось в «не представляется возможным». Обосновывает федеральный орган это пополнением собственного бюджета за счет сдачи площадей усадьбы в аренду. В частности, правопреемник Дворца пионеров — муниципальное учреждение «Городской дворец творчества» — платит ежегодно 40 млн рублей аренды.
Впрочем, в региональном АУИПИК эти деньги тоже не оседают: все арендные платежи отправляются в общий котел в Москве. А уже оттуда в соответствии с госзаданием распределяются по регионам страны на поддержание объектов культурного наследия в рабочем состоянии.
Поскольку федеральный Минкульт в диалоге с муниципалитетом по поводу собственности на усадьбу поставил жирное многоточие, Сергей Козлов решил добиться хотя бы приведения комплекса в надлежащее состояние. Он обратился с запросом в прокуратуру, чтобы надзорный орган дал правовую оценку состоянию комплекса. В июле первую прокурорскую проверку провела прокуратура Кировского района Екатеринбурга, а в середине августа зданием-символом уральской столицы занялся и.о. прокурора города Артем Варданян.
©ЕАН
©ЕАН
Первое, что увидел прокурор, — это контраст между лицевым, выходящим на улицу Карла Либкнехта фасадом здания и стороной, которая смотрит на улицу Клары Цеткин. Как объяснили присутствовавшие на проверке представители АУИПИК, главный фасад был реконструирован к 300-летию Екатеринбурга. Строители обновили штукатурку, чтобы здание надлежащим образом смотрелось с гостевого маршрута.
Впрочем, и с «парадной» стороны тоже не все хорошо: если присмотреться, можно увидеть сколы и трещины, а в одном месте гранитную плиту облицовки даже пробило растение. «И на камнях растут деревья»,— пошутил по этому поводу один из участников прокурорской проверки.
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
Еще одна особенность «парадного» фасада — балкон. Именно на него в сентябре 1824 года выходил пребывавший в Екатеринбурге император Александр I. Через 200 лет вряд ли кто-то рискнет повторить поступок самодержца Александра Павловича, потому что несколько лет назад над балконом начала рассыпаться кладка. Флаг Екатеринбурга водружали на данный балкон с автовышки.
©ЕАН
Под аркой «парадного» дворика припарковано несколько автомобилей. Видна четкая граница: то, что нельзя наблюдать с Карла Либкнехта, не заходя в арку, не реконструировалось. Как отметил Сергей Козлов: «Показуха на марше». Здесь есть отдельный вход в здание усадьбы. По словам представителей АУИПИК, его можно открыть и войти через него. Однако все участники прокурорской проверки решили не рисковать: дело в том, что ведет эта дверь в концертный зал дворца, но о его особенностях — расскажем ниже.
©ЕАН
©ЕАН
Пока же Артем Варданян и остальные участники прокурорской проверки продолжили обход комплекса. И сразу за поворотом в сторону ТЮЗа — снова «марш показухи». Во-первых, оттенки фасадов с «парадной» стороны и за углом отличаются. Во-вторых, уже на первом шаге — отвалившийся кусок штукатурки.
©ЕАН
©ЕАН
Харитоновский парк прокурор Екатеринбурга в этот раз целенаправленно осматривать не стал. В центре его внимания — усадьба. Однако ее вид из парка, там, где гостевой маршрут не проходит, — отдельная песня.
Ключевой термин, который произносили представители АУИПИК на этом участке осмотра. - «новодел, не является памятником». Дело в том, что в 70-е годы прошлого века руководство Дворца пионеров предпринимало попытки построить отдельную трансформаторную мини-подстанцию и крытую парковку для автомобилей. Однако достаточного финансирования не было выделено, потому воплощена была только часть проекта. Очень заметна разница между кирпичной кладкой XIX века и новыми кирпичами из 70-х годов века XX.
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
По итогам обхода Артем Варданян и его спутники отметили, что состояние фасадов памятника в некоторых местах удручающее, а кое-где даже плачевное.
Вторая часть прокурорской экскурсии проходила внутри здания. И одной из главных точек стал тот самый концертный зал. По словам и.о. директора Городского дома творчества Людмилы Габышевой, - это главная боль муниципального арендатора усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Дело в том, что в настоящий момент концертный зал не может быть полноценно использован в образовательном процессе: он небезопасен для детей. Несколько лет назад одну из несущих колонн из-за случившейся протечки повело. АУИПИК, как представитель владельца здания, конечно, провел аварийные восстановительные работы, однако уверенности в полной безопасности нахождения там большого количества людей ни у кого нет.
Рассказывают, что некоторое время назад посетителей концертного зала даже предостерегали от громких разговоров в данном помещении: мол, стены могут обрушиться. Однако представители АУИПИК поспешили опровергнуть этот довод, заявив, что все «относительно безопасно».
Именно здесь и произошел словесный конфликт между «хозяевами» усадьбы и арендаторами в лице Людмилы Габышевой и Сергея Козлова (он отчасти представлял на данной прокурорской проверке интересы муниципалитета). АУИПИК, апеллируя к пунктам договора аренды, объявило, что содержание помещений, в том числе косметический и капитальный ремонты, является обязанностью арендатора.
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
©ЕАН
К слову, муниципальное учреждение постоянно ремонтирует и содержит в приемлемом состоянии большинство используемых в образовательном процессе площадок усадьбы. Совсем недавно, уже этим летом, был полностью отремонтирован паркет на втором этаже здания. Корабельный лак, которым покрыли пол, блестит как новенький. Участники проверки поначалу переживали даже, а точно ли он уже высох.
©ЕАН
Вернемся к капитальному ремонту концертного зала. Сергей Козлов отметил, что перекладывать ремонт несущих конструкций, капитальный и текущий ремонты на плечи муниципального учреждения очень спорно.
«Муниципальное учреждение платит рыночную арендную ставку за помещения. И как выяснилось сегодня, мы еще должны полностью осуществлять ремонт всех конструктивных элементов. То есть рыночная арендная ставка плюс фактически еще две рыночных. Как-то, по моему мнению, это несправедливо», — отметил Сергей Козлов.
В ответ представители АУИПИК отметили, что все это следует из договора: раз он подписан — его надо исполнять. При этом они намекнули, что можно попытаться получить компенсацию. Дескать, муниципалитет отремонтирует концертный зал, а потом обратится к АУИПИК и Минкульту за учетом потраченных средств в качестве арендной платы. Однако, когда участники прокурорской проверки попросили представителей АУИПИК дать гарантии, что потраченные деньги городской казны стопроцентно будут зачтены, посмотрев на прокурора Варданяна, они быстро поправились, что это неофициально и гипотетически. Тогда Сергей Козлов напомнил о том, что ремонт не принадлежащего городской казне помещения будет нецелевым расходованием бюджетных средств, и представители АУИПИК, напомнив, что собственником является Российская Федерация, быстро сменили тему.
©ЕАН
©ЕАН
Однако уже сейчас АУИПИК признало, что причиной всех бед является кровля усадьбы Расторгуевых-Харитоновых. Ее, по некоторым данным, еще в советские времена очищали от зимней наледи с использованием кирки и лома. В результате почти везде кровля повреждена и крыша течет. От этого — разрушение конструкций здания.
И вот тут стало понятным главное: кровля не должна меняться ни муниципальным учреждением-арендатором, ни администрацией города Екатеринбурга. Это обязанность АУИПИК как представителя собственника здания.
Прокурор Артем Варданян напомнил, что в соответствии с ранее выданным предписанием АУИПИК до конца 2025 года должен быть представлен согласованный проект реставрации комплекса. Представители собственника кивнули. Однако, как отметил участник прокурорской проверки - сотрудник управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, на текущий момент никто не обращался даже с заявлением о выдаче разрешения на разработку такого проекта. С учетом того, что такой проект обычно делается в течение года-полутора, как АУИПИК собралось успеть за оставшиеся четыре с половиной месяца — загадка для всех участников прокурорской проверки.
©ЕАН
Проверка Артема Варданяна продолжалась в усадьбе Расторгуевых-Харитоновых почти полтора часа. Ее результаты станут известны позднее. Ясно одно: без ремонта кровли и дальнейшей реставрации усадьбы Расторгуевых-Харитоновых судьба памятника — под вопросом.
ЕАН продолжит следить за развитием событий.
Свердловск - город госпиталей
almaceramica
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты