[18+]
2 октября 2020 в 15:30

«Это новый вид городского транспорта»: Ельцин Центр — об итогах первого года на электросамокатах

В Екатеринбурге электросамокатный бум. Если год назад ими пользовались единицы, то теперь в погожий день в центре их сотни. Спрос рождает предложение — и в город пришли сервисы по аренде самокатов, или кикшеринги. Мы поговорили с директором лаборатории социальных практик Ельцин Центра Ольгой Жданович, которая работала над появлением в городе франшизы по прокату самокатов Whoosh, о том, как запуску мешал, но не помешал коронавирус, как часто воруют самокаты и где они будут зимовать.
— Кому и когда пришла идея запустить в Екатеринбурге кикшеринг (кикшеринг — прокат электросамокатов, - прим. ЕАН)?
— Идея принадлежит Татьяне Борисовне Юмашевой, дочери Бориса Николаевича Ельцина. Она часто путешествует и видела подобные прокаты в других городах. Во время очередного приезда в Екатеринбург она предложила запустить прокат у нас.
Мы в Ельцин Центре долгое время сомневались, год изучали рынок и выбирали подходящего партнера. В итоге предпочли франшизу Whoosh. Мы самостоятельно купили самокаты модели Xiaomi Mijia m365 и поставили на них замки, которые подключены к мобильному приложению.
— Какой посыл был у этой идеи? Хотим сделать Екатеринбург похожим на Европу? Или это желание открыть новый бизнес и заработать?
— Здесь нет противопоставления, это и бизнес, и идея сделать Екатеринбург более европейским. Татьяна Борисовна изначально рассматривала это как возможность для развития нового городского транспорта. Но когда мы искали партнера, конечно же хотели, чтобы сервис не был убыточным, а хотя бы выходил в ноль.
— Как вы оцениваете первый сезон работы проката?
— Достаточно позитивно. Я не могу сказать, что мы окупили затраты, потому что были разные издержки: пришлось увеличить количество самокатов, тратиться на постоянную замену колес.
Начнем с того, что у нас нет велодорожек, и в городе много высоких бордюров-поребриков. В некоторых местах лежит брусчатка, где-то дыры в асфальте. Когда ты едешь и попадаешь в дыру — колеса рвутся и лопаются. Поэтому приходилось очень много денег и времени тратить на эти ремонты. Бывало, что у нас 158 самокатов из 300 находилось на ремонте передних колес.
Второй момент. Человек, как правило, не относится к арендованному самокату как к своему имуществу и не очень его бережет.
Со временем мы придумали, как бороться с повреждениями колес: мы опробовали разные колеса, разные шины, по-разному их накачивали. В итоге сейчас ситуация стала лучше, меньше колес рвется. Но очень хочется, чтобы город тоже начал развиваться и работать с внутренней инфраструктурой для велосипедов и электросамокатов.
— Почему именно Whoosh?
— У них самый лучший сервис. Это шеринг, и здесь самое главное — обратная связь поддержки. Вдруг у тебя сел телефон, или сел самокат, или у тебя с карты какие-то деньги списали, или наоборот. Команда Whoosh прекрасно работают в этом плане, у них очень крутое мобильное приложение, отличная поддержка сервиса.
Те, кто дает нам обратную связь от пользователей, говорят, что все в восторге, и проблемы решаются очень быстро. Сеть есть не только в Москве, они присутствуют уже в Санкт-Петербурге, Тюмени, Казани, Сочи. В следующем году, я думаю, они откроются во многих регионах, это пользуется спросом.
— Как прошел запуск сети и как проходило расширение?
— Поначалу самокаты были только в центре. Если скачать приложение, то в нем можно увидеть карту Екатеринбурга. На ней показаны районы, которые задействованы, и там видно, где рядом с тобой есть самокат. Мы открылись 15 мая, и поначалу было очень страшно.
Мы выставили первые самокаты около Ельцин Центра и наблюдали, когда их наконец возьмут. Это произошло через 15 минут. С каждым месяцем и неделей мы расширяли территорию, на которой работает кикшеринг. Последнее открытие —- микрорайон Солнечный с узким проездом через Вторчермет.
На следующий год, думаю, закроем весь город, надеюсь, откажемся от электронных замков и перейдем на так называемые онлайн-парковки, то есть не нужно будет пристегивать самокат к велопарковке, можно оставить его в определенном месте, отмеченном на карте.
— Вы согласовывали проект с администрацией?
—- Без согласования мы не могли бы вклиниться в инфраструктуру города. Если вы захотите в городе поставить велопарковку или скамейку, то вы тоже это не сможете сделать просто так, без согласования. Мы согласовывали не только парковки, но и саму историю с кикшерингом.
Администрация нам помогает решать некоторые вопросы с управляющими компаниями разных объектов.
— Можете ли вы сказать, что этим летом был бум популярности электросамокатов?
— Для этого у меня пока мало аналитики, мы поймем это только в сравнении со следующим годом. Конечно, можно утверждать, что на руку сыграла пандемия. Очень много людей остались в городе и не уехали отдыхать. Кто-то самокаты рассматривает как развлечение, для кого-то они стали транспортом.
Мы видим статистику по поездкам и понимаем, что очень много людей в хорошую погоду выбирали самокат именно как транспорт, особенно когда мы запустили динамический тариф. Он подразумевает, что цена на поездку не фиксированная, а зависит от спроса. Допустим, утром, если спрос маленький, то и цена за поездку меньше. Если это час пик, то цена становится стандартной, которая у нас изначально была заявлена. Конечно, посмотрим, что будет в следующем году.
— Какая статистика есть по поездкам?
— Самые протяженные — из Академического и обратно. Также есть поездки из центра до микрорайона Солнечный. Средняя поездка — 30-45 минут. В июле на самокатах совершалось полторы тысячи поездок в день.
— Было ли легко запускаться? Пандемия нарушила ваши планы?
—- На самом деле сыграла на руку. Мы боялись, что сервисом никто не будет пользоваться, год был полностью на рисках, и прогнозировать результат было невозможно.
Во-первых, мы планировали запуститься в апреле, а не в мае. Но этого не произошло т. к. из-за пандемии границы были закрыты, и мы не могли получить товар. Во-вторых, мы хотели, чтобы уже в июне у нас было 500 самокатов. Это опять же не получалось из-за закрытых границ. Были большие проблемы с запчастями, и из-за этого иногда самокатов в городе не хватало. Очень много времени уходило на обработку самокатов из-за дополнительных условий по дезинфекции.
Сейчас у нас тысяча «машин». Также есть запас на случай, когда самокаты в ремонте или на дезинфекции. Дезинфекция происходит на базе. Когда самокаты попадают туда, их моют и обрабатывают, потом выставляют в город. В городе мы не можем заниматься дезинфекцией после каждой поездки, но у нас в приложении написано, что мы рекомендуем протереть ручки и во время поездки находиться в маске.
— Когда самокату требуется подзарядка и как происходит сбор, обработка и подзарядка самокатов?
— Самокат на 100%-ном заряде батарейки может проехать от 4 до 5 часов. Когда мы видим, что у самоката осталось 15% зарядки, то мы смотрим на всю карту и оцениваем, сколько самокатов с низким зарядом осталось во всем городе. У нас есть техническая служба, в которой работают 30 человек и которая за этим следит, ездит по городу, собирая разряженные самокаты. Взамен они выставляют уже полностью заряженные устройства.
У нас в городе три базы, где находятся зарядочные станции. Одна у парка Маяковского, вторая в Ельцин Центре и еще одна между ВИЗом и Юго-Западом.
— Как вы отслеживаете кражи?
— В самокат встроена определенная модель угона, по которой мы понимаем, что его хотят похитить. Есть группа быстрого реагирования, которая выезжает в случае кражи. Мы закладывали, что некоторое количество самокатов будет украдено, но наши прогнозы не оправдались. В итоге самокатов было украдено меньше, чем мы думали. Мы довольны, что вандалов в городе не так много. И спасибо правоохранительным органам, которые нам помогали и задерживали преступников.
Whoosh разработали определенную методику и запатентовали ее. Есть алгоритм, по которому мы понимаем, что транспорт хотят украсть, и это отображается в программе. Оператор звонит группе быстрого реагирования, они выезжают на место и задерживают нарушителей. В каждом самокате есть датчики GPS, поэтому мы знаем о местонахождении всех самокатов.
Например, если мы видим, что самокат вдруг разгоняется на скорость больше 20 км/ч, то мы понимаем, что его хотят украсть. Наши самокаты не способны разгоняться больше этой скорости. Если транспорт едет быстрее, значит, кто-то положил его в багажник машины и едет со скоростью 40–50 км/ч.
Конечно же, мы сперва связываемся с пользователем. Бывают ситуации, когда самокат разрядился или человек устал и убрал самокат в багажник. Тогда мы говорим, что так делать нельзя, и договариваемся отдельно в каждой ситуации. Если это все-таки кража, то группа быстрого реагирования едет на перехват. Когда они ловят нарушителя, то вызывают полицию для составления акта.
В отношении как минимум пяти человек дело будет рассматриваться в суде. Это те люди, которые серьезно провинились: украли самокат, принесли его к себе домой, начали разбирать. Для города-миллионника пять человек — не так много. Надеюсь, что дальше будет лучше, и люди поймут, что не надо ничего воровать, ведь можно попасть в тюрьму. Лучше использовать это и беречь, чтобы хватило на более долгий срок.
— Когда планируете закончить сезон и что будет происходить с самокатами после окончания сезона?
—- Думаю, что мы еще до середины октября поработаем, если не будет неожиданного снега. После этого самокаты отправятся на склад, где в течение зимы будут проходить техническое обслуживание: будем менять колеса, приводить все в порядок и чинить, снимать замки и перенастраивать их на электронные.
В следующем сезоне мы планируем ввести новые модели самокатов.
— Какие есть сложности для ведения такого бизнеса?
— Инфраструктура города. Как я говорила ранее, у нас нет велодорожек и много бордюров. Управляющие компании разных объектов не всегда относятся лояльно. Они требуют с нас то деньги, то еще что-нибудь. Но инфраструктура — главная проблема.
— Вам не мешают люди, которые дают напрокат самокаты за наличные на той же Плотинке?
— Они нам не мешают, и конкуренции с ними у нас нет. Во первых, у них меньшее количество самокатов. Во-вторых, у нас есть такое преимущество, как страховка. Если с тобой что-то случилось, то на этот случай есть страховка. Для ее получения нужно написать заявление, и если это проблема с самокатом, то можно получить компенсацию. В-третьих, на Плотинке нужно брать самокат только за наличные. В-четвертых, самокат нужно сдать туда же, откуда ты его взял, а это не всегда удобно.
— Министерство транспорта опубликовала проект изменений в ПДД. Согласно этому проекту электросамокаты, моноколеса и сегвеи хотят прировнять к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), уточнить правила использования СИМ для разных возрастов и приоритет зон для передвижения для них. Также хотят ограничить максимальную скорость передвижения до 20 км/ч. Это усложнит вам жизнь?
— Думаю, наоборот. Наши самокаты и так ограничены до скорости не более 20 км/ч. Если законодательно на федеральном уровне будет определено, что в каждом городе должны построить велодорожки с определенной протяженностью, то это будет прекрасно, потому что самокаты и велосипеды наконец-то смогут безопасно ездить. Это моя мечта и мечта каждого человека, кто ездит на велосипеде или самокате.
Беседовала Анна Гринь
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Главный торговый рынок Оренбурга оказался под угрозой закрытияВ резиденции свердловского губернатора на площадке омбудсмена прошел круглый стол ЕАН по ресоциализации участников СВОФК «Урал» объявил об отставке главного тренераМитрополит Екатеринбургский Евгений призвал защищать авторитет учителейПассажиры задержанного рейса Екатеринбург - Хургада готовятся к бунтуКредиторы требуют с муниципального «Екатеринбургэнерго» почти 95 млн рублей