[18+]
3 декабря 2025 в 09:30

Что будет дальше с общественным транспортом в Челябинске – интервью с куратором реформы Александром Егоровым

ЕАН обсудил челябинскую транспортную реформу с заместителем министра
© ЕАН / Александр Егоров
Челябинск еще четыре года назад называли городом ржавых, грязных «ПАЗиков», которые к тому же ездили фактически без расписания и были небезопасны для пассажиров. Проблемы с общественным транспортом были всегда в топе на прямой линии губернатора, чего, кстати, впервые не произошло в 2025 году. Сегодня по Челябинску курсируют больше тысячи новых автобусов, трамваев и троллейбусов. В город приезжают делегации со всей страны, чтобы своими глазами увидеть – как можно за относительно короткий срок глобально переломить ситуацию. Об этом ЕАН поговорил с куратором транспортной реформы, заместителем главы регионального миндортранса Александром Егоровым.
- В Челябинске несколько лет идет транспортная реформа. На каком этапе она сейчас? Сколько еще нужно времени, чтобы настало счастливое время для пассажиров общественного транспорта, когда все маршруты будут запущены?
- Мы начали реформу 1 января 2022 года. Запустили официально, когда полномочия были переданы из Челябинска на региональный уровень. До этого шла подготовка к реформе. Я сам пришел на эту должность в январе 2021 года, то есть за год до запуска реформы. Как раз год я занимался подготовкой.
Реформа идет четвертый год. Сейчас уже можно сказать, что она реализована на 80-85%. Большую часть пути уже прошли, преодолели дефицит водителей, кадров, денег. Перед реформой пандемия очень сильно повлияла на пассажиропотоки. Мы все это преодолели и уже перешли от спасения предприятий, от банкротства муниципальных перевозчиков к развитию. У нас сформировался каркас маршрутной сети, оптимизировалось билетное меню.
На хорошем уровне находится развитие транспортной инфраструктуры, если сравнивать, например, с Екатеринбургом. Появляются выделенные полосы, платформы, обособления, комфортные остановки и так далее.
По инфраструктуре мы совершили огромный скачок. И это еще не все: в этой части реформа реализована пока на 30-40%. Такого прорыва нет ни в одном городе страны (здесь мы не берем Москву, так как там другой уровень финансирования).
- Как Челябинску удалось за несколько лет добиться таких масштабных изменений, которых горожане ждали очень долго?
- Я выделяю несколько факторов, которые позволили проделать эту работу. Во-первых, это политическая воля руководства региона. Когда новый губернатор пришел в 2019 году, было очень много жалоб на работу общественного транспорта. Помните эти маршрутки? Челябинск называли городом ржавых «ПАЗиков».
Губернатор поручил начать не просто что-то делать, а кардинально изменить ситуацию. Ему представили план на десяток страниц. Насколько я помню, он раскритиковал его, уволил предыдущих чиновников и начал набирать новую команду. Во-вторых, это, конечно же, финансирование. Мы его получаем благодаря опять же губернатору и работе всей нашей команды, которая готовит необходимые расчеты и обоснования.
Заксобрание, которое бюджет принимает, понимает нужность этих преобразований. В-третьих, это сама команда, которая у нас сформировалась в министерстве после моего приезда. Это компетентная команда, которая котируется на общероссийском уровне. К нам из многих регионов уже приезжают обучаться проведению транспортных реформ.
ЕАН. Александр Егоров отвечает на вопросы журналиста ЕАН Галины Лепиной
- А из каких территорий к нам приезжали за знаниями и опытом?
- За последние два года приезжали представители очень многих регионов, городов. Из Кемеровской области у нас был замминистра и начальник проектного офиса Новокузнецка. Из Екатеринбурга два года назад у нас побывала полная команда транспортников. Их, видимо, мэр направил изучить наш опыт. Мы два часа обсуждали нюансы реформы, минимизацию возможных ошибок, а дальше поехали на муниципальные предприятия показать автобусы-гармошки и новые трамваи (на тот момент в Екатеринбурге не было ни того, ни другого). После этого они как раз запустили свою реформу, глядя на нас. Приезжала большая команда из Красноярска во главе с вице-губернатором и министром, директор ТТУ из Краснодара. Представители Калуги были (министр и мэр), они думали, заходить ли в концессию или развивать троллейбус своими силами. Были коллеги из Костромы, Перми, по ВКС обменивались опытом с Новосибирском, Уфой, Калининградом, Воронежем, Нижним Новгородом, Улан-Удэ и так далее.
Все, кто к нам приезжает, отмечают глобальный прорыв Челябинска по транспорту.
- Какие жалобы поступают к вам сейчас от пассажиров?
- Если два года назад люди говорили, что замерзают на остановках, что вообще транспорт не приходит, то сейчас таких проблем практически нет. Люди уже просят комфорта: чтобы было чисто, чтобы кондиционер работал. Сам формат запросов меняется, это мы видим. До реформы жители не могли вообще уехать из Чурилово, из «Вишневой горки», из Копейска, а в вечернее время транспорт ходил плохо почти во всех районах.
- Я слышала, что иногда автобусы, троллейбусы или трамваи пропадают с электронных карт и пассажиры не могут понять, едет к ним транспорт или нет. С чем эта проблема связана?
- Это, в частности, может быть из-за ограничений интернета. Наблюдается в том числе в ЧВВАКУШе, у военкоматов, где стоят специальные глушилки. Это усиление мер безопасности последних лет, не связанные с работой самого транспорта.
Сейчас идет поиск решения проблемы с тем, чтобы сигнал не пропадал. Перевозчикам же оплачивают рейсы на основе данных ГЛОНАСС. И если он в таком районе ехал, сигнал пропал, ГЛОНАСС покажет, что он не доехал, он денег не получит. Поэтому перевозчики сами заинтересованы, чтобы такого не было.
У нас еще более или менее нормально с этим ситуация складывается. Вот в Москве просто хаос. Вот если вы ездили в последний год, то могли столкнуться с тем, что сами находитесь в аэропорту, а навигатор говорит, что вы на другой стороне города или вообще где-нибудь в Крыму. Это специально сделано, чтобы, видимо, сбить наводки недоброжелателей.
- Еще мне читатели жаловались, что, когда стоишь на остановке у Кукольного театра и ждешь 22 трамвай, он приходит, с этим все в порядке, но вот на электронных картах его никогда нет. Другие трамваи есть – значит, дело не в глушилках. А в чем?
- Если это происходит с конкретным вагоном, то, вероятно, техническая неполадка в нем самом: датчик вышел из строя или что-то еще. Рекомендую отправить жалобу в «ЧелябГЭТ», сейчас много способов это сделать.
- Еще челябинцы жалуются, что очень плохо ходит 51 автобус с Северо-Запада на АМЗ и обратно.
- Это сложный маршрут. Там за два года поменялось три перевозчика. Один лучше всех работал, но обанкротился. Заходил перевозчик из Тюмени. Потом появился еще один – он некачественно обслуживал маршрут, у него автобусы горели. Мы расторгли с ним контракт.
Сейчас маршрут обслуживает МУП СОД («Служба организации движения» - прим. ЕАН). Если есть проблемы с интервалами движения, давайте посмотрим его отдельно, что там можем сделать. Нужно, чтобы пассажиры, которые столкнулись с трудностями, отправили в министерство официальную жалобу с указанием конкретики по дате, времени, направлению, периодичности проблемы, тогда мы сможем разобраться. И могу напомнить, что, если пока плохо ходит конкретный автобус, можно ездить с пересадками.
Владельцы транспортных карт могут в течение часа бесплатно пересаживаться с одного транспорта на другой – доплачивать ничего не нужно. Уже необязательно ждать конкретный номер автобуса, возможно просто поехать на ближайшем, что довезет до пересадочного узла. Что часто оказывается быстрее и удобнее.
Но в целом по конкретной ситуации стоит, конечно, оставлять жалобы, не стесняться. Это абсолютно нормально, жалобы и предложения помогают корректировать нам свою работу, узнавать нюансы транспортного обслуживания и периодически внедрять точечные улучшения. Я отвечаю примерно на 20-25 обращений в день. Ищем решения, объясняем, отрабатываем в нон-стоп режиме.
ЕАН. Коллекция транспортных карт в кабинете заместителя министра
- Какой срок обозначен до полного окончания реформы?
- Это сложный вопрос. Например, мы думали, что реформа завершится раньше. Определенные обстоятельства, не зависящие от нас, внесли свои коррективы. Сейчас четкого срока нет. Если говорить глобально про маршрутную сеть, то для повышения качества перевозок и требований к подвижному составу нужно, чтобы все маршруты были переведены на регулируемый тариф. В Копейске уже все по нему работают, маршруток там нет уже второй год, транспорт стабилизировался. Теперь осталось Челябинск перевести и пригород.
По Челябинску осталось 11 маршрутов на нерегулируемом тарифе. В течение полутора-двух лет мы их переведем. Часть из них закроем как дублирующие, а те, что переведем, поедут либо по существующим, либо по измененным трассам.
Еще один момент, который нас приблизит к завершению реформы, наступит, когда «Синара» запустит оставшиеся пять троллейбусных маршрутов. Всего по плану запустить 11 маршрутов, шесть уже работают, соответственно, осталось запустить №5, 7, 21, 25 и 26. Это будет происходить по мере набора водителей.
- Почему для перевода всех на регулируемый тариф нужно еще столько времени?
- Есть законодательство, 220 Федеральный закон - свидетельства выдаются на пять лет. Соответственно, свидетельства, которые были выданы в 2021 и в 2020 годах, действуют до 2025-26-го. Раньше их закрыть можно только при согласовании с перевозчиками.
Но перевозчики и их водители не согласны, за годы хаоса они привыкли к «черному» налу, к «шашечкам» на дорогах. Поэтому они, конечно, не хотят переходить от маршруток к автобусам.
Мы им предлагаем альтернативы: вот запускаем маршрут по регулируемому тарифу, переходите, пожалуйста, на регулируемый тариф, из бюджета будем финансировать, чтобы вы ездили на новом транспорте с красивыми ливреями, принимая льготы и проездные. Многие перевозчики, которые еще несколько лет назад фактически были маршрутчиками, по этой схеме пошли и имеют сейчас десяток маршрутов. Благодаря федеральным программам не только муниципальные, но и частные перевозчики закупили новые автобусы в лизинг.
Вообще участвуем во всех федеральных программах, по которым можно получать деньги на развитие общественного транспорта. Помните программу «Чистый воздух»? По ней закупали транспорт. А есть лизинговые программы. Для перевозчиков это выгодно - возможна отсрочка платежей на два-три года. За это время, если они работают по контракту, полностью расплачиваются и выкупают автобусы. Все частники могут войти в эту программу. Были еще программы со скидкой на автобусы до 40%, например, «Безопасные и качественные дороги». Для перевозчиков это было супервыгодно.
- Сколько всего за последние годы по Челябинску поехало новых троллейбусов, трамваев и автобусов?
- На данный момент в Челябинской агломерации используется около тысячи единиц нового общественного транспорта, закупленного в рамках реформы или при подготовке к ней.
Из них 201 трамвайный вагон. Мы ждем еще пять трехсекционных, и всего будет до конца года 206. Курсируют 148 троллейбусов, еще 20 в процессе приемки. Остальные из этой тысячи – автобусы.
ЕАН. Автобусы есть не только на улицах Челябинска, но и в кабинете замминистра
- А сколько еще нужно единиц, чтобы закрыть все маршруты?
- Хороший вопрос. Мы начинали, в отличие от многих других регионов, с самого сложного. Могли же эти маленькие маршруточки просто обновить, запустить малый класс. Но они бы начали дублировать маршруты большей вместимости на старом подвижном составе, что привело бы к еще большей деградации трамвая, троллейбуса и больших автобусов. Поэтому пошли по другому пути. Прежде всего стояла задача - сохранить и развить электротранспорт, ведь у нас неблагополучный по выбросам регион. И выбросы ведь не только от заводов, но и от транспорта. Для минимизации этого негативного эффекта сделали ставку на закупку электротранспорта и газовых автобусов, то есть произошел переход с дизеля на экологически чистые виды общественного транспорта.
В первую очередь обновляли трамваи и троллейбусы. И сейчас фактически на 95% они обновлены. В будущем можно уже докупать дополнительные единицы техники, чтобы запустить еще ряд маршрутов в новые микрорайоны, которые будут появляться, либо усилить уже существующие маршруты.
Следующим этапом был запуск автобусов большого и особо большого класса. Нам удалось восстановить движение 18-метровых «гармошек», которые жители помнят с советского времени. Они исчезли из Челябинска примерно в 2012 году.
Мы восстановили практику использования этих автобусов, поскольку увидели, что для комфортной перевозки пассажиров вместимости среднего и большого класса в миллионном городе на отдельных маршрутах недостаточно. Сейчас уже 27 «гармошек» в Челябинске, еще две должны прийти в декабре. Они работают на 64 маршруте.
- Есть ли планы поставить «гармошки» еще на какие-то маршруты?
- Такие планы есть в перспективе ближайших пяти лет. Например, думаем, что можно будет использовать «гармошки» на 15 маршруте. И в этом году хотели так сделать, но длинные автобусы не вошли в федеральную программу, поэтому на них не было скидки. И перевозчик вместо особо большого класса был вынужден купить большой класс. Также есть маршрут №2, который длится от «Ньютона» до Чурилово. Он перегруженный. Но нельзя просто так взять и поставить на него «гармошки», так как на пути следования есть ограничения по инфраструктуре: левые повороты на северо-западе, плотина – сложный участок, кольцевой перекресток в Чурилово. Там нужно будет расширение делать, чтобы «гармошка» проехала.
В целом, может быть, 15 «гармошек» в перспективе пяти лет можно будет еще докупить. Это если будут благоприятные бюджеты. Возможно, в 2026 году перевозчик закупит несколько 15-метровых автобусов (чуть длиннее стандартных 12-метровых), чтобы опробовать их на маршруте №2.
- По запуску оставшихся троллейбусных маршрутов проблема только в нехватке водителей, а все остальное готово?
- Да, если бы прямо сейчас пришло нужное количество водителей, можно было бы запустить все остальные маршруты.
Машины есть, остальные мероприятия практически закончены. В сентябре мы открыли депо №2, а новое депо №1 было открыто за год до этого. Соответственно, по депо ограничений нет. Контактная сеть на 95% модернизирована, тяговые подстанции тоже. Сейчас нужен именно приход водителей, поэтому всех приглашаем на работу.
ЕАН. Александр Егоров показывает журналисту расположение будущих выделенных полос
- Какие зарплаты сейчас получают водители общественного транспорта в Челябинске?
- Мы «прокачали» в целом зарплаты всем водителям на транспортных предприятиях. Если раньше они получали 30-40 тыс., что вообще недостойно для такого тяжелого труда, то благодаря реформе удалось поднять среднюю зарплату более чем вдвое. Многие водители уже получают больше 100 тыс. на руки. Есть даже те, кто и свыше 150 тыс. в месяц зарабатывает.
- Сколько и на чем работают водители с такими высокими зарплатами?
- У водителей «гармошек» есть доплата за особо большой класс. Ну и те, которые выходят на подработку в выходные дни, получают зарплату с повышенным коэффициентом. Больше всего, наверное, получают такие водители. Если раньше на «гармошки» никого не найти было, то сейчас там очередь стоит, чтобы на них работать, потому что это действительно достойный уже заработок. По электротранспорту средняя зарплата сейчас на руки с учетом всех премий составляет порядка 90-105 тыс. рублей.
Что касается дефицита водителей, то по автобусам два года назад он был на уровне 25%, сейчас его почти нет. А вот на троллейбусы и трамваи привлечь водителей сложнее, потому что обучение занимает не 2-3 месяца, как на автобус, a до 6 месяцев. Из-за того, что там есть специфика, связанная с электроникой, тяговым оборудованием. Это непросто, поэтому учиться дольше и в целом нужно больше знать, поэтому не все идут.
С другой стороны, на трамвае работать, может быть, даже проще в плане того, что не нужно руль крутить (там его нет), трамвай всегда едет по рельсам. В общем, в каждой работе есть своя специфика, но мы видим, что благодаря реформе удалось устранить тот жуткий отток кадров, который был. Постоянно приходилось снижать выпуск транспорта на линию.
Когда-то по городу ходило 200 вагонов, потом снижали до 150, потом до 100. Мы сейчас в обратную сторону начали повышать выпуск, сегодня на линию в среднем выходит по 150 вагонов. В планах в будущем дорасти до 200 вагонов, тогда это будет уже суперхорошая система.
- Сколько старых трамваев осталось в городе?
- Мы их списываем по 30-40 штук в год. Нет смысла их списывать разом, поскольку вагоны еще на ходу. И есть водители старой школы, которые хотят ездить именно на старых трамваях. Поэтому, чтобы сохранить таких водителей, тоже этот фактор учитываем. Сейчас старых вагонов осталось, насколько я помню, 50-60 штук, что позволяет использовать их как резервный транспорт и для выпуска на нецентральные маршруты. В центре стараемся только новые вагоны выпускать. А старые на окраину: 9, 10, 12 маршрут.
- С 1 ноября в Челябинске в очередной раз подорожал проезд в общественном транспорте. Сколько дополнительных денег удалось получить с того момента, куда их направят?
- У нас же инфляция, она копится каждый месяц, каждый день. Соответственно, выросли в цене запчасти и топливо.
Вы ощутили на себе, как подорожало топливо на заправках? Я ощутил.
И автобусные предприятия точно так же на себе ощущают. Соответственно, у них эта разница, которую проиндексировали, накоплена за год. Мы же не индексируем каждый месяц стоимость проезда, а раз в год компенсируем накопленную за год инфляцию. Дополнительная, как вы говорите, прибыль от повышения цены билетов на самом деле не дополнительная, она просто размазалась в этой инфляции.
По самому тарифу: в Челябинске он сейчас самый выгодный в России. Рядом с нами в этом плане находится Пермь. Также близко Екатеринбург – у них был проездной по 2,5 тыс. рублей два года назад, а сейчас сделали по 1,5 тыс. Таким образом, три города-миллионника уральского региона имеют самые выгодные проездные: Екатеринбург, Челябинск, Пермь.
Самый дорогой проезд знаете где? В Краснодаре и в Красноярске - 58 рублей и 48 рублей соответственно. У нас 40.
ЕАН. Челябинск в зеленой зоне по выгодности проезда в общественном транспорте
- Следующее повышение будет осенью 2026 года?
- У нас стабильно повышение цены проезда в последние три года было осенью, как-то было летом. Это уже устоявшаяся практика. Вопрос - каким будет повышение. Все будет зависеть от уровня инфляции. На него повышать нужно, иначе транспорт не на что и некому будет водить, обслуживать и заправлять. Повышение цены - это не просто какая-то там цифра, взятая из головы. Она появляется через анализ. Транзакции считаются, сколько люди пользуются банковскими картами, транспортными картами, проездными. И стараемся сохранить максимально выгодность использования проездного. В этот раз она повысилась. Раньше было выгодно покупать проездной, если человек совершает 44 поездки в месяц. Теперь выгодно уже при 40 поездках.
- Как вы «воспитываете» перевозчиков, которые работают с нарушениями?
- Благодаря переходу на регулируемый тариф перевозчики теперь работают не по свидетельствам, а по контрактам. В этих контрактах установлены требования к возрасту подвижного состава, к ливрее, к информационной дополнительной начинке, к кондиционерам.
И если пять лет назад у нас в городе не было ни одного кондиционера в общественном транспорте, то сейчас все троллейбусы и трамваи с кондиционерами и около 70% автобусов. А то, что пассажиры летом жалуются на неработающие кондиционеры, это отчасти связано просто с отсутствием опыта эксплуатации такого оборудования у перевозчиков. Они не умели их обслуживать, ремонтировать, закупать, чистить.
Постепенно учатся, закупают оборудование для заправки фреоном, научились менять шланги. Мы стараемся со своей стороны контролировать, насколько это возможно. Я лично летом езжу на общественном транспорте иногда – чтобы посмотреть, как все работает. И каждый месяц летом я проводил отдельное совещание, собирал всех перевозчиков по работоспособности кондиционеров.
В прошлом году была проблема с тополиным пухом. Перевозчики не знали, что делать, когда радиатор впереди автобуса забивался пухом и двигатель перегревался при работе кондиционера. Нашли решение. Перевозчики дополнительно установили защитные сетки на радиаторы. В этом году этой проблемы уже не было.
То есть перевозчики учатся обслуживать эту технику. И тенденция очень хорошая. Уже примерно 50 маршрутов имеет кондиционеры, а раньше было ноль.
- Какие у Челябинска планы по продлению трамвайных, троллейбусных, автобусных маршрутов? В частности, что у нас с проектом по продлению трамвайной ветки от железнодорожного вокзала через путепровод Челябинск-Главный в Ленинский район?
- По трамваю план этот остается. Он будет реализовываться в рамках проекта метротрамвая. Сейчас завершается экспертиза проекта. Когда будет получено положительное заключение, начнется этап поиска финансирования. Там нужны серьезные деньги, потому что этот проект затрагивает реконструкцию всего путепровода. Его нужно будет разобрать, все эти съезды, которых много с разных сторон. Сам путепровод предполагается расширить на одну полосу с каждой стороны, а по оси пустить трамвай, сохранив для машин текущее количество полос.
Реализация проекта будет зависеть уже от бюджета следующих годов и наличия федерального софинансирования или от появления новой общероссийской программы поддержки электротранспорта. Поэтому сроков для этого проекта пока нет. Когда будет заключение экспертизы, мы поймем финальную стоимость объекта и после этого уже будем либо просить денег у федерального бюджета, либо искать другие источники.
ЕАН. Схема существующих и будущих маршрутов челябинского трамвая
По троллейбусам изменения запланированы в рамках концессии. Это продление маршрутов по двум новым линиям по улице Кузнецова на АМЗ и по улице Салавата Юлаева на северо-западе. Это будут троллейбусные линии под проводами. По Кузнецова пойдут 7 и 21 троллейбусы, 12 и 17 маршруты продлятся от Молдавской. Также некоторые маршруты будут продлены не под проводами, а за счет использования увеличенного автономного хода троллейбусов.
У нас 98 из 168 троллейбусов оборудованы автономным ходом до 20 км. Поедут в «Ньютон» по Родионова, от вокзала в Ленинский район тоже без контактной сети – люди очень просят это продление. Также важное продление будет по Комарова.
- Расскажите о дальнейших задачах по обустройству выделенных полос для общественного транспорта.
- В этом году ввели участок выделенной полосы по Братьев Кашириных в рамках реконструкции улицы от Молодогвардейцев до Северо-Крымской. Там пока колодцы доделывают. До снега должны закончить, и общественный транспорт поедет по своей полосе.
Также на следующий год запланирован ввод не менее 12 км выделенок, проекты по ним готовы уже в этом году. Так, выделенки появятся на Новоградском проспекте, улицах Чичерина, Бейвеля. Продлится участок выделенной полосы на Кашириных – от Молодогвардейцев до Чичерина и второй в обратную сторону – от Северо-Крымской до «Ленты». Будут выделенные полосы на Кирова от Теплотеха до Труда, по Доватора от Воровского до Цеховой и по Блюхера от кольца на Дарвина до Нефтебазовой. Еще на 1-й Эльтонской небольшой участок. Таков предварительный план по уже готовым проектам. Но мне хотелось бы верить, что весной-летом 2026 года комитет дорожного хозяйства сможет спроектировать и другие выделенные полосы на наиболее проблемных участках. И успеет их реализовать в 2026 году.
Если говорить о более далекой перспективе по необходимым выделенкам, то это улица Молодогвардейцев, проспекты Свердловский и Ленина, Копейское шоссе - очень важный коридор, где большие автобусы стоят в пробках. Всего потребность города оценивается на уровне до 100 км выделенок. Все они заложены в документах транспортного планирования и, я надеюсь, со временем будут реализованы. С их помощью стабилизируется работа общественного транспорта, он начнет соблюдать интервалы, челябинцы почувствуют выигрыш в скорости и смогут начать пересаживаться с личных автомобилей на общественный транспорт, в том числе разгружая улицы от пробок.
Свердловск - город госпиталей
Продам участок 10 Га
Главные новости
Свердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курортыСрок сдачи нового аэропорта в Оренбурге перенесенСвердловчане продолжают массово устанавливать самозапрет на займыМурашко отметил снижение качества медпомощи в Оренбургской области без СавиновойКонтролеры рассказали, сколько «зайцев» поймали в екатеринбургском транспорте